Литва больше не считает падение Су-27 провокацией
Падение российского истребителя Су-27 на прошлой неделе в Литве не было провокацией. Как передает РИА "Новости", об этом заявил министр охраны края (обороны) Литвы Гедиминас Киркилас. По его словам, "версию о провокации можно исключить почти наверняка" и "сегодня нет фактов, которые подтверждали бы эту версию".
При этом глава военного ведомства указал, что основывается на данных, собранных литовской межведомственной комиссией по расследованию причин инцидента.
В пятницу Киркилас принял летчика Валерия Троянова и его супругу Ольгу. Как сообщил министр журналистам, он выразил "чисто человеческое сострадание в связи с ситуацией, в которой очутилась чета Трояновых".
Сразу после встречи с министром обороны Валерий Троянов был вызван на допрос в межведомственную комиссию для уточнения интересующих ее вопросов. На допросе присутствовали представители посольства России в Латвии.
Истребитель Су-27 шестой армии ВВС ПВО России, совершавший 15 сентября перелет в группе по маршруту Петербург - Калининград, упал на территории Литвы. По предварительным данным, причиной аварии стал отказ навигационного оборудования.
Пилот Валерий Троянов катапультировался. Жертв и разрушений в результате падения самолета нет.
20 сентября сотрудник генеральной прокуратуры Литвы Миндаугас Дуда назвал преждевременными заявления, что пилот и управляемый им самолет оказались в Литве случайно и поэтому должны быть возвращены России.
"В предсудебном уголовном деле имеется достаточно данных, позволяющих думать, что было совершено преступное деяние", – сказал Дуда. Таким образом литовский прокурор прокомментировал заявление заместителя директора департамента информации и печати МИД России Михаила Троянского. Как сказал Троянский, "российская сторона исходит из того, что майор ВВС Валерий Троянов, а также самолет, представляющий имущество Вооруженных сил России, случайно оказавшиеся на территории Литовской Республики, пользуются в соответствии с международным правом иммунитетом от юрисдикции этого государства и подлежат возвращению в Россию".
19 сентября считает Гедиминас Киркилас заявил, что авария Су-27 на территории Литвы могла быть заранее спланирована. По его словам, и ранее были случаи падения российских самолетов на территории стран НАТО, а причины нарушения границ так и остались неустановленными.
Справка
Сообщение МИДа России о ситуации вокруг возвращения в Россию майора В.Н.Троянова и самолета Су-27
20 сентября в МИД России был приглашен Временный поверенный в делах Литвы, которому была выражена серьезная озабоченность в связи с затягиванием литовской стороной решения вопроса о возвращении в Россию майора В.Н.Троянова и обломков самолета СУ-27, а также вызывающими непонимание высказываниями официальных литовских лиц, ставящими под сомнение очевидные для всех обстоятельства, приведшие к аварии. Было вновь подчеркнуто, что Москва настаивает на скорейшем возвращении пилота и самолета.
Было также заявлено, что в силу сложившейся обстановки вокруг инцидента с российским самолетом и действий литовской стороны в отношении майора В.Н.Троянова, несмотря на определенные конструктивные шаги Вильнюса, тем не менее, российская сторона считает невозможным проведение в ранее намеченные сроки 22-24 сентября в Паланге заседания двусторонней Межправительственной комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому гуманитарному и культурному сотрудничеству.
Дословно
Гедиминас Киркилас
Майор Троянов сможет вернуться на родину, когда завершится расследование обстоятельств катастрофы, и когда генеральная прокуратура Литвы, в случае отсутствия вины пилота, признает, что он не нарушил правил безопасности международных полетов.
ИТАР-ТАСС, 23.09.2005