статья Два мира - две войны

Борис Соколов, 27.12.2004
Фрагмент ковра, посвященного войне в Афганистане. Фото с сайта www.kover-samolet.ru

Фрагмент ковра, посвященного войне в Афганистане. Фото с сайта www.kover-samolet.ru

В 25-ю годовщину ввода советских войск в Афганистан вновь приходится слышать, что советская агрессия была оправдана тем, будто эта страна могла отойти в сферу влияния США, а ее тогдашний президент Хафизулла Амин был агентом ЦРУ. Еще американцев принято обвинять в том, что это они, нерасчетливо борясь с советским военным присутствием в Афганистане, взрастили своими долларами и поставками вооружения талибов, бен Ладена и международный исламский терроризм, который, дескать, там и тогда и зародился. И советские войска, мол, в Афганистане, по сути находились с той же самой миссией, с которой сейчас находятся в Афганистане войска США и их союзников по антитеррористической коалиции, ибо тогда, в конце 70-х и на протяжении 80-х, они боролись там против радикального исламского фундаментализма.

Напомним, как все было на самом деле. В ночь на 27 декабря 1979 года бойцы группы "Альфа" и спецназа ГРУ взяли штурмом президентский дворец на окраине Кабула, убив Амина вместе с семьей, приближенными и несколькими десятками солдат охраны. Это был классический акт международного терроризма. Позднее ТАСС объявил, что с диктатором покончили "здоровые силы афганской революции". На следующее утро в Кабул стали прибывать советские войска. Интервенция оправдывалась внешней агрессией против Афганистана, выразившейся в поддержке Пакистаном, Ираном, Китаем и США афганских повстанцев, а также настоятельными просьбами "законных афганских властей".

Однако с законностью вышла неувязка. Ведь до советского вторжения законной властью был Амин, посмертно объявленный агентом ЦРУ. Получалось, что он сам пригласил свою смерть, да к тому же был и не вполне законным, раз его пришлось устранить и срочно заменить вернувшимся в обозе советских войск давним соперником Бабраком Кармалем.

В обвинениях, посмертно выдвинутых Москвой против Амина, не все было ложью: диктатор действительно уничтожил тысячи афганцев - как своих противников-антикоммунистов, так и сторонников своего предшественника Нур Мухаммеда Тараки, лидера фракции "Хальк" коммунистической Народно-демократической партии Афганистана. Брежнев и его товарищи по Политбюро не смогли простить Амину свержение и убийство Тараки, незадолго до этого обласканного в Кремле и подписавшего с СССР договор о дружбе и взаимопомощи. То, что Тараки сам пытался убить Амина и тот был просто вынужден пойти на переворот, в расчет не принималось.

Геополитическая цель советского руководства заключалась в том, чтобы посадить в Кабуле абсолютно послушную марионетку и заполучить в свое распоряжение Афганистан как плацдарм для броска к Индийскому океану. Вскоре после прихода к власти НДПА в апреле 1978, пока еще против власти коммунистов не поднялось широкое народное движение, в Москве и в Кабуле всерьез рассматривались планы по стимулированию сепаратистского движения среди белуджей и пуштунов Пакистана, чтобы в перспективе присоединить Белуджистан и Северо-Западную пограничную провинцию к Афганистану, чтобы получить выход в Индийский океан.

Между тем американцы вплоть до самого конца 70-х годов не проявляли к Афганистану практически никакого интереса. Только когда советский "ограниченный контингент" вошел в Кабул, в Вашингтоне озаботились опасным приближением советских танков к теплым южным морям и границам не слишком стабильного Пакистана. Тогда и началась американская помощь силам афганского сопротивления деньгами и оружием. "Талибана" в то время еще не было, а его будущих вождей вроде муллы Омара или главаря "Аль-Кайды" бен Ладена американцы никак не выделяли из числа прочих бородатых "борцов за свободу" - особого содействия им не оказывали и уж тем более не муштровали их в спецлагерях под руководством инструкторов из ЦРУ. Впрочем, мультимиллионер бен Ладен в средствах особенно не нуждался.

После ухода советских войск из Афганистана американский интерес к этому региону резко снизился и возрос только после прихода к власти в Кабуле талибов и появления в Афганистане боевиков "Аль-Кайды". И лишь катастрофа 11 сентября 2001 года заставила США предпринять вторжение в Афганистан, чтобы разобраться с бен Ладеном и подерживавшим его режимом талибов. Как плацдарм Афганистан для Америки бесполезен хотя бы той причине, что там очень слабо развитая инфраструктура. Неслучайно во время войны Ираке базы в Афганистане сколько-нибудь существенной роли не играли.

Если уж говорить об аналогиях, то убийство Амина заставляет вспомнить совершенное незадолго до американского вторжения убийство лидера антиталибского Северного альянса Ахмад Шаха Масуда. Однако убийцами Масуда были не американцы, а их противники – террористы-смертники из "Талибана" и "Аль-Кайды". Выходит, что сравнением с людьми бен Ладена надо гордиться нашим героям – альфовцам и грушникам.

Что же касается исторической ответственности за развитие исламистского терроризма на афганской земле, то именно в результате советской интервенции в Афганистане там началась многолетняя гражданская война, в ходе которой исламские фундаменталисты надолго получили преобладающее влияние в стране.

Разумеется, избранный недавно президентом Афганистана Хамид Карзай – наиболее предпочтительная для США фигура на афганской политической сцене. Но все-таки он пришел к власти на основе альтернативных выборов, а его соперник после поражения имеет возможность создать оппозиционную партию. Ничего подобного в Афганистане в период пребывания там советских войск и представить себе было нельзя.

И в заключение еще одно сравнение – по потерям. За три с лишним года пребывания американских войск в Афганистане их потери составили, по данным Пентагона, 153 человека убитыми. Вопрос о советских военных потерях в Афганистане до сих пор окончательно не прояснен. Но даже по официальным данным эти потери многократно выше американских: 14 453 военнослужащих погибли в боевых действиях, 27 тысяч стали инвалидами. Огромные потери среди населения Афганистана вряд ли будут когда-либо определены более или менее достоверно - их оценки варьируют от 500 тыс. до 4 млн. Но и насчет советских официальных цифр безвозвратных потерь в Афганистане существуют серьезные сомнения. Известно, например, что из 10 тысяч жителей Харькова, побывавших в составе советского контингента в Афганистане, 200 человек погибли и еще около 300 человек получили ту или иную степень инвалидности. А всего в Афганистане побывало около 150 тысяч жителей Украины, почти 3,5 тысячи не вернулись домой. Более 8 тысяч солдат получили различные ранения, примерно 5,5 с тысяч "воинов-интернационалистов" стали инвалидами. С учетом того, что в Афганистане побывало всего около 1,5 млн советских военнослужащих, при таком проценте потерь общее число погибших должно составить не менее 30 тысяч человек. При этом СССР за девять лет интервенции так и не справился с афганским сопротивлением и не создал с Афганистане жизнеспособный режим. Американцы же, потеряв во много раз меньше людей, смогли всего за три года свести сопротивление талибов до такого уровня, что основные задачи по поддержанию порядка в стране худо-бедно, но удалось доверить местным силам.

Борис Соколов, 27.12.2004


новость Новости по теме