В Москве прошла конференция "Россия-НАТО"
В Москве в здании Министерства обороны прошла конференция "Роль вооруженных сил в борьбе с терроризмом", организованная под эгидой Совета Россия-НАТО, сообщает РИА "Новости". В ней принимали участие генсек НАТО Джордж Робертсон, министр обороны России Сергей Иванов, глава МИД России Игорь Иванов, первый заместитель председателя Госдумы Любовь Слиска и другие официальные лица.
Президент России Владимир Путин направил участникам конференции послание, в котором подчеркнул необходимость выработки Россией и НАТО действенной системы "мер по предупреждению актов терроризма, пресечению его финансовой подпитки, обеспечению неотвратимости наказания террористов и их сообщников". Как говорится в обращении российского лидера, "сегодня будущее Европы невозможно рассматривать без учета глобальных задач в сфере обеспечения безопасности, которые приходится решать всему мировому сообществу XXI века". Главная задача, по мнению Путина, - противостояние "новым угрозам и возможностям таких угроз, как международный терроризм". Владимир Путин считает, что "у России и НАТО есть потенциал для взаимодействия в борьбе с терроризмом". "Именно это понимание позволило добиться качественных отношений в рамках партнерства Россия-НАТО, - констатировал президент. - Принципиально важно, что антитеррористическая сфера стала неотъемлемой частью нашего крепнущего сотрудничества с Североатлантическим альянсом". "Мы не должны останавливаться на этом, - подчеркивается в обращении главы российского государства к участникам конференции. - Наша общая задача - превратить Совет Россия-НАТО в инструмент новой архитектуры безопасности и стабильности в мире".
Военные должны сыграть центральную роль в борьбе с международным терроризмом, заявил в ходе конференции генсек НАТО Джордж Робертсон. Об этом сообщает Интерфакс-АВН. Робертсон полагает, что "задача, возлагавшаяся на вооруженные силы в прошлом веке - оборона территории, - не соответствует сегодняшним реалиям." "Если мы хотим достойно принять этот новый вызов, мы должны досконально переосмыслить назначение вооруженных сил", - сказал генсек НАТО.
По мнению Робертсона, роль военных в борьбе с терроризмом должна включать в себя три главных функции: "во-первых, антитеррор - проведение защитных мероприятий для снижения уязвимости гражданского населения, территории, во-вторых, противодействие терроризму - меры наступательного характера по выявлению, предотвращению и пресечению террористической деятельности". В-третьих, вооруженные силы должны быть задействованы в преодолении последствий терактов и оказывать поддержку гражданским властям.
Генсек НАТО заявил, что в настоящее время граница между терроризмом и военными операциями "размывается" и это еще одна причина, побуждающая увеличить роль военных в борьбе с терроризмом: "Сегодняшние террористы стремятся спровоцировать своими действиями массовую гибель людей, повышается вероятность попадания в их руки оружия массового поражения. Это приводит к тому, что такие группы, как "Аль-Кайда", используют более изощренные методы насилия, что вызывает большое количество жертв и наносит масштабный ущерб экономике". Кроме того, сказал генсек НАТО, "размывается" и граница между внешней и внутренней безопасностью государств. "С политической точки зрения было бы абсурдным не использовать все имеющиеся у нас силы и средства для отпора этой новой угрозе", - резюмировал Робертсон.
В связи с новыми угрозами Североатлантический альянс проводит глубокую модернизацию своих структур и ориентируется на участие в международной кампании борьбы с терроризмом. Помимо создания сил быстрого реагирования, в НАТО приступили к радикальной перестройке командной структуры альянса с тем, чтобы "сделать ее более компактной, гибкой, лучше приспособленной к выполнению боевых задач в новых условиях обеспечения безопасности". Робертсон сообщил, что новая концепция НАТО по защите от терроризма предусматривает готовность альянса к оказанию помощи в предупреждении терактов, обороне и защите от терактов, направляемых из-за рубежа. "НАТО должна быть готова действовать в поддержку усилий международного сообщества по борьбе с терроризмом. При поступлении соответствующих запросов НАТО должна оказывать содействие государствам в преодолении последствий вооруженных нападений, особенно если при этом применялось химическое, бактериологическое, радиологическое или ядерное оружие", - сказал Робертсон. Вместе с тем, заявил он, "это не значит, что НАТО превращается в мирового жандарма: ни одна организация при всем желании не способна справиться с этой функцией. НАТО превращается в гораздо более эффективного партнера в борьбе международного сообщества с угрозами XXI века".
В свою очередь, глава Минобороны России Сергей Иванов заявил, что международный терроризм сегодня находится на первом месте среди всех потенциальных угроз человечеству. "Приходится признать, - продолжил Иванов, - что мировое сообщество оказалось не готово к эффективному противодействию международному терроризму". "Россия уже в течение восьми лет ведет борьбу с окопавшимися на Северном Кавказе пособниками международного терроризма, и нам есть чем поделиться с нашими партнерами", - сказал он. "Исторически агрессора сдерживала военная сила. Поэтому силовые меры в борьбе с терроризмом следует рассматривать как крайние, но порой необходимые", - сказал Иванов.
Он высказал опасение по поводу возможности применения террористами оружия массового уничтожения и, в первую очередь, химического и биологического оружия. Вместе с тем проблему Ирака Иванов считает необходимым увязывать с с проблемой нераспространения оружия массового уничтожения, а не с борьбой с международным терроризмом. Министр пока считает преждевременным говорить о проведении Россией и НАТО каких-либо совместных антитеррористических операций. Мы сотрудничаем в рамках "двадцатки" меньше года", - напомнил он. Однако, по его мнению, за это время сделано достаточно много, чтобы говорить о совместной работе по противодействию террористическим угрозам, урегулированию кризисов в "горячих точках", о сотрудничестве в сфере нераспространения оружия массового уничтожения, а также о таких аспектах, как совместное использование транспортной авиации, инфраструктуры. Говоря о трансформации вооруженных сил, Сергей Иванов отметил, что "смысл военной реформы в России и в НАТО сейчас очень близок". "И в НАТО, и в России стремятся придать вооруженным силам мобильный характер, характер легких соединений, которые могут быть переброшены в любую часть Земного шара, вооруженных высокоточным оружием, способным уничтожать те цели, которые реально представляют сегодня угрозу", - подчеркнул он.
Сергей Иванов считает достаточно перспективным сотрудничество России и НАТО в области противоракетной обороны. Он подчеркнул, что международные террористы не прекращают попыток получить доступ не только к оружию массового уничтожения, но и к ракетным технологиям. "В их распоряжение попадают переносные зенитно-ракетные комплексы и даже ракеты малой и средней дальности", - сказал Иванов. "В этой связи уже в течение нескольких лет Россия совместно с другими странами ведет консультации по разработке европейской ПРО", - напомнил министр. Между тем первый замначальника российского Генштаба генерал-полковник Юрий Балуевский заявил, что Россия выступает за конкретное сотрудничество с НАТО в борьбе с международным терроризмом: "Все мы понимаем важность и сложность борьбы с терроризмом. Настало время конкретного сотрудничества, и мы, военные России, приглашаем военных НАТО к конкретной работе". Балуевский сказал также, что Москва выступает за расширение равноправных отношений Россия-НАТО и улучшение их качества.
Джордж Робертсон, в свою очередь заявил, что он не исключает возможность сотрудничества России и альянса. Прежде всего, в вопросах передачи друг другу технологий и вооружений, передает РИА "Новости".
"Теперь, поскольку Россия и НАТО являются партнерами, которые сталкиваются с общими угрозами и вызовами, существуют перспективы передачи друг другу каких-либо технологий и преодоления разрыва, который существовал в прошлом",- подчеркнул Робертсон.
Статьи по теме
Чтобы НАТО взошло на востоке
Твердые тела от нагревания расширяются. От глобального политического потепления расширяется НАТО - блок демократических государств Запада: скоро к нему присоединятся еще семь стран бывшей коммунистической Восточной Европы. Россия долго пыталась оспорить эту неумолимую закономерность, но эти усилия не имели успеха. Сейчас, кажется, и в Москве осознают, что расширение НАТО никак не угрожает российским национальным интересам. Однако инерция риторики примаковских времен сохраняется.
Двоемыслие в Думе
Государственная дума решила как-то откликнуться на недавний саммит НАТО в Праге. Ее международный комитет подготовил проект соответствующего заявления. Этот документ, принимать который Дума намерена 11 декабря, интересен тем, что отражает мучительное раздвоение в умах парламентариев. С одной стороны, генетическое неприятие агрессивного блока, с другой - боязнь разойтись в своих оценках с президентом РФ.
Подробности в комментарии Владимира Темного