В военных судах больше не будет военных
Законопроект, принятый в среду утром Госдумой во втором чтении, отменяет прикомандирование военнослужащих в систему военных судов. Согласно поправкам, внесенным в закон "О военных судах Российской Федерации", офицеры, привлеченные для работы в военных судах и военной коллегии Верховного суда, должны либо приостановить службу в армии, либо уволиться в запас, передает парламентский корреспондент "Граней".
Законопроект также предусматривает обязательное увольнение с военной службы всех военнослужащих-сотрудников аппаратов военных судов.
Должность военного судьи может занимать и гражданское лицо, но "преимущественное право при назначении на должности судей военных судов имеют офицеры, офицеры запаса или в отставке".
Виды довольствия, которые распространялись на судью-военнослужащего, будут обеспечиваться через Судебный департамент при Верховном суде РФ. Получение вещевого и денежного довольствия, а также присвоение воинских званий на время приостановления контракта с Минобороны приостанавливаются.
Комментарий
Второе чтение говорит о том, что сопротивление Минобороны по некоторым пунктам этого законопроекта наконец-то сломлено. Первое чтение, напомним, прошло более года назад.
Военное ведомство желало сохранить институт прикомандирования офицеров в систему правосудия. Прикомандированный носит погоны, состоит на всех видах довольствия, получает очередные звания и прочими нитями связан с военным командованием. А приостановивший действие контракта с Минобороны - это считай гражданское лицо.
Формально военные суды и военная коллегия и раньше не состояли не были подчинены Минобороны. Но способов оказать влияние на судью в погонах у военачальников было предостаточно. Особенно в дальних гарнизонах, где все – и квартира, и медобслуживание, и транспорт – в руках начальника гарнизона. С принятием закона в такой редакции зависимость сводится к минимуму.
Но и этот минимум может при определенных обстоятельствах оказаться максимумом. Например, военный судья, чей срок пребывания в должности заканчивается, намерен вернуться в ряды Вооруженных сил. И как ему не думать о том, чтобы обратно его приняли с распростертыми объятиями, а не как врага, попортившего крови командованию. Да и с бытом не так все просто. В тех же дальних гарнизонах от расположения военного начальства зависит и улучшение жилищных условий, и медобслуживание. Принципиальность может осложнить жизнь "гражданскому военному" судье.
Это хорошо понимают и сами военные. Не случайно именно от Минобороны исходила поправка, дающая офицерам "преимущественное право при назначении на должности судей военных судов".
Владимир Темный