Сергей Иванов издал указание о правовом ликбезе в армии
Командиры воинских частей, прежде чем допустить следователя прокуратуры к своим подчиненным, должны проконсультироваться "с соответствующими помощниками по правовой работе". Это требование содержится в указаниях министра обороны РФ Сергея Иванова, опубликованном во вторник в газете "Красная звезда".
Документ сопровождается приложением, которое представляет собой рекомендации Юридической службы Вооруженных сил РФ. Инициатива проявлена "в целях повышения правовой культуры личного состава Вооруженных сил Российской Федерации, разъяснения их законных прав, интересов и обязанностей при взаимодействии с представителями органов предварительного расследования". Рекомендации содержат пересказ тех положений УПК, а также других действующих законодательных актов, которые трактуют права и обязанности военнослужащих как участников следственных действий.
В указаниях министра содержится требование "включить в правовые минимумы для изучения всеми категориями личного состава" федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации".
Комментарий
Документ представляет собой дежурную ведомственную реакцию на "участившиеся факты..." Только за последние шесть лет в стенах военного ведомства было сочинено минимум пять указующих актов правового характера. Все это уровень рекомендаций и инструкций, растолковывающих как применять действующие законы. Понятно, нынешние рекомендации - это завуалированный ответ Главной военной прокуратуре, чьи действия в Минобороны сегодня воспринимают как атаку на военное руководство. Но ничего особенного, тем более такого, что могло бы вызвать протест ГВП в плане прокурорского надзора, в указании Иванова нет. И уж во всяком случае никаких намеков на институт ведомственных адвокатов и прочие радикальные новшества, о чем накануне писали некоторые издания. В том числе и Грани.
Но и несколько завышенное ожидание противозаконных действий со стороны Сергея Иванова объяснимо. Его выпады против военной юстиции общеизвестны, равно как и стремление сделать из Вооруженных сил наглухо закрытый гарнизон, где и следователь, и журналист, и правозащитник могут передвигаться только под конвоем. А взятие ГВП не отменяется, а только откладывается.
Владимир Темный