Первым делом самолеты для министра
В своей реформаторской деятельности Генштаб ВС РФ не знает передыха. В эти дни Сухопутные войска отдают ВВС свои вертолетные эскадрильи. "Вертушки" всегда были главной надеждой пехоты: и огнем поддержат, и раненых заберут, и боеприпасов с продуктами подбросят, и из окружения выручат. Взаимодействовали пехота и "летуны", случалось, и на уровне батальонов, а то и рот. Практика эта была освоена еще в Афганистане. За ее освоение, кстати, получил звезду Героя ныне отставленный от командования армейской авиацией и назначенный главным ответчиком за гибель Ми-26 генерал-полковник Виталий Павлов.
С гибелью под Ханкалой Ми-26 и президент, и высшее командование Вооруженных сил как бы неожиданно открыли для себя, что на чеченской войне сбивают вертолеты. Корень зла увидели в том, что распоряжаются "вертушками" не специалисты ВВС, а пехотные командиры. Из-за этого и перегрузы случаются, и ремонт вовремя не проводится, и под "стрелы" попадают. Словом, передать вертолеты их законному хозяину – командованию ВВС. Что и решает все проблемы.
Но ВВС, надо заметить, сегодня представляют собой весьма печальное зрелище. На 80 % это устаревшие машины, нуждающиеся в капитальном ремонте. Большая часть из этих самолетов и вертолетов прикована к земле по нескольку месяцев: нет горючего, нет запчастей. Это общеизвестные факты, о них кто уже только не писал, не рассказывал с экранов ТВ и просто с различных трибун. Приобщение к этому инвалидному хозяйству еще полутора тысяч "вертушек", из которых 400 - полный отстой (данные Службы безопасности полетов Вооруженных сил РФ), энтузиазма у командования ВВС не вызывает. И армейских вертолетчиков, первое время уж точно, ждет судьба пасынков в и без того живущей впроголодь семье. Не говоря уже о том бардаке, который будет царить при глобальном перемещении тысяч людей, частей, тылов, должностей, бумаг, обязанностей, полномочий из одного места в другое. А война, между прочим, на этот оргпериод прерываться не будет. И уж тем более чеченские снайперы задуманную Генштабом реформу во внимание принимать не станут (и не принимают - судя по двум Ми-8, сбитым под Ханкалой только за последний месяц).
Между тем конвейер запущен. Главком Сухопутных войск генерал-полковник Николай Кормильцев 4 ноября направил в военные округа телеграмму о проведении инвентаризации вертолетных полков в связи с их предстоящей передачей в состав ВВС. Приказа министра обороны Сергея Иванова о реформе армейской авиации еще нет, но и пехотный главком не по своей инициативе торопит события. Как нам сообщили в Генштабе, Николай Кормильцев уже завизировал проекты всех нужных документов, которые глава военного ведомства подпишет сразу после возвращения с Дальнего Востока. Есть уже и проект соответствующей директивы начальника ГШ, согласно которой управления армейской авиации в военных округах планируется сократить на 30 процентов.
Сокращение, конечно, дело хорошее. Если нет возможностей увеличить рацион, то надо сокращать число едоков. Аксиома. Но при этом хорошо бы отдавать себе отчет и в собственных возможностях. А они, эти возможности, как уже сказано выше, крайне ограничены. И военачальникам не каблуками бы надо щелкать, когда предстают перед лицом верховного главнокомандующего, а докладывать о реальном положении дел. Мол, так и так, хреновые у нас дела – 75 % опытных летчиков сегодня подают рапорта на увольнение (среди командиров армейской авиации все как один орденоносцы, асы), летаем на "гробах", без новых машин к 2012 году боевой авиации у России не будет, надежной защиты от ПЗРК нет – сплошное самоубийство. И еще бы сказать, что трясти сегодня армейскую авиацию по меньшей мере глупо. Она и так еле жива.
Но, конечно, к Владимиру Путину с такими плаксивыми речами никто не подкатит. Наоборот, молодцевато заверят в высочайшей боевой готовности. И тогда наш главный полководец и гарант не усомнится в том, что в 2003 году Военно-воздушным силам России и впрямь нужно не более двух новых самолетов (как прописано в проекте бюджета). И один из этих двух самолетов – лайнер для министра обороны Сергея Иванова.
Статьи по теме
Первым делом самолеты для министра
На этой неделе началась прием-передача армейской авиации Сухопутных войск Военно-воздушным силам. Пока речь идет о вертолетном парке. Специалисты считают, что совершается роковая ошибка, которая будет стоить многих солдатских жизней. На реальную реформу авиации денег нет. Зато они нашлись на покупку самолета для министра обороны. Одного из двух, которые ВВС получат в 2003 году.
"Стрелы" и стрелочники
В главные ответчики за катастрофу Ми-26 назначены боевики. Основная версия - теракт (хотя в условиях войны "теракт" не самое, наверное, подходящее слово). Из чего ясно - даже у себя под носом, на подлетных курсах, возле своих аэродромов и штабов федералы не могут обезопасить себя от чеченских "стрел" (переносных зенитно-ракетных комплексов).
Гекатомба
Ми-26, один из самых мощных и надежных вертолетов в мире, упал на минное поле близ Ханкалы в понедельник, 19 августа, в 16.55. Но и во вторник военные продолжают путаться в информации - что произошло с машиной, каково число жертв, сколько всего людей было на борту вертолета? Если верить полетному листу, в Ми-26 находилось 127 пассажиров и 5 членов экипажа. В госпиталь доставлено 32. Значит, погибло около ста человек. Окончательный итог подводят судмедэксперты.
По всей России нелетная погода
"В минувшем году потребность в ремонте авиатехники ВВС удовлетворена лишь на 10 с небольшим процентов, - сообщил Граням.Ру один из авиационных генералов. - Мы запрашивали (причем очень скромничали при составлении заявки) на ремонт авиапарка 13 млрд рублей, но получили менее двух".