Революция захлебнулась
По телевизору в очередной раз пытались ответить на вопрос "Надо ли всем служить в армии?" За тему взялся Михаил Швыдкой в своей "Культурной революции". Поголовную службу отстаивал адвокат Павел Астахов. Осанистый, с открытым взглядом, он сразу повел речь о том, что прадед его служил, дед служил, отец служил, сам он служил (до старшины погранвойск дослужился) и сыновья его служить будут. Его противник, пианист Николай Петров, водрузившись на лобном месте, объявил, что "сегодня в армии гибнет народу как в военное время", а когда ведущий в этом осторожно усомнился, сердито сообщил, в подтверждение своих слов, что "какой-то пьяный генерал", желая прогуляться под парусом, "утопил шестерых матросов".
Из этого пролога сразу стало ясно, что замечательный музыкант в глазах большинства телезрителей непременно проиграет – кроме эмоций и крайне приблизительного пересказа газетных заметок ничего предъявлено не будет. Г-н Астахов также сразу сообразил, что перед ним легкая добыча, и явно потерял интерес к оппоненту, а вскоре и вообще к происходящему в зале.
Дальнейшая дискуссия держалась усилиями публики. Депутат Геннадий Гудков, два полковника в штатском - социолог c юристом и примкнувший к ним сценарист Эдуард Володарский ("Штрафбат") коллективно изложили позицию Минобороны: какой ты мужик, если не служил, армия учит Родину любить, и не надо, господа хорошие, "выискивать", "передергивать", "сгущать" и "очернять".
По ту сторону баррикады, где в основном сосредоточились представители творческой интеллигенции, тоже не молчали. Кто-то слабым голосом рассказал о сыне, который отслужил в армии и теперь завершает все дискуссии ударом табурета по голове. Доктор-психиатр интересно говорил о негодных к строевой на генетическом уровне. Вспомнили чудо-пианиста Евгения Кисина, вынужденного покинуть отечество, чтобы избавиться от приставаний военкомата. Хотели было развернуть компанию за его пожизненное освобождение от воинской повинности, но выяснилось, что виртуоз и так уже вышел из призывного возраста. Звучали и другие толковые предложения.
В целом обмен мнениями протекал миролюбиво. Ну, может быть, за исключением эпизода, когда пианист Петров, глядя в упор на депутата Гудкова, заявил, что "за такое он может и в морду дать". Гудков начал уже было приподыматься, когда Петров уточнил, что имеет в виду морду абстрактную, так сказать, собирательную, а не чью-либо конкретно.
Словом, поговорили. А за подбор оппонентов и организацию "в целом полезного разговора" бывшему министру культуры от Минобороны полагается как минимум внеочередное звание. Можно не сомневаться, немалая часть телезрителей наверняка так и осталась при мнении, что патриотизм воспитывается не семьей, не школой, не культурой, но исключительно казармой, а из всех граждан государству полезны лишь те, кто разбирает и собирает автомат за 40 секунд.
...А все-таки интересно, хотел бы Павел Астахов, чтобы его дети пошли служить под начало полковника Буданова или капитана Ульмана? Чтобы попали в Чечню? Или угодили в подводники на Северный флот? Или стали летать на вертолетах, каждый второй из которых уже на ладан дышит? Согласится ли адвокат отправить своих сыновей на патриотическую выучку туда, откуда солдаты бегут целыми ротами? Но этих вопросов ему никто не задавал.