Также: Чечня, Война | Персоны: Иван Свенцицкий

статья Зачистку не отмоешь

Иван Свенцицкий, 23.06.2005
Последствия зачистки в Бороздиновской. Кадр ''Вестей''

Последствия зачистки в Бороздиновской. Кадр ''Вестей''

Ситуация, вызванная зачисткой в чеченском селе Бороздиновская, постепенно перерастает в широкомасштабный политический кризис, не только в Чечне, но и в соседнем Дагестане. Причем спровоцировала его обычная по чеченским меркам "проверка паспортного режима" со всеми обычными ее атрибутами (пинками, погромами и задержаниями). Таких в республике проходит не один десяток за год.

6 июня, на следующий день после зачистки в Бороздиновской, пресс-центр РОШа доложил СМИ: в селе задержано 11 пособников боевиков, четыре дома сгорели "при невыясненных обстоятельствах". Далее последовало несколько дней молчания; казалось, что на этом все и закончится. Однако вскоре в Шелковском районе Чечни начались волнения, жители Бороздиновской перекрыли трассу Кизляр-Астрахань и потребовали вернуть похищенных родственников – тех самых "задержанных". У военных это не вызывало особого беспокойства: подобные демонстрации после зачисток, опять же, - всего лишь будни Чечни.

Правда, на этот раз блокированной дорогой дело не ограничилось. Тысяча дагестанцев из Бороздиновской перешла чечено-дагестанскую административную границу, разбили близ города Кизляр лагерь и рассказали журналистам, что на самом деле представляла собой "операция по задержанию пособников боевиков". Стали известны факты, не попавшие в официальный отчет Оперативного штаба. Оказывается, дома загорелись не по непонятным причинам, а были подожжены военными, причем вместе с живыми людьми. Что карательную операцию проводил батальон "Восток", в котором служат как русские спецназовцы, так и жители Чечни, что людей жестоко избивали. Однако и это не очень сильно взволновало власти и военное командование. В конце концов, из республики люди бегут постоянно, и постоянно говорят они об ужасах, творящихся во время спецопераций. Как правило, дальше рассказов дело не идет.

Но тут все приняло совершенно другой оборот. Дело в том, что бежавшие из Чечни жители Бороздиновской - аварцы, крупнейший этнос в Дагестане. В этой республике давно уже сформировалась аварская оппозиция правящему даргинскому клану, во главе которого стоит председатель Госсовета Магомед-Али Магомедовов. Лидерами оппозиции являются депутат республиканского парламента Гаджи Махачев и мэр города Хасавюрт Сайгидпаша Умаханов. Эти политики быстро поняли, что ЧП в Бороздиновской - уникальный шанс в очередной раз попытаться объединить аварцев и потребовать отставки Магомедова. В лагерь беженцев под Кизляром Махачев и Умаханов привели, по некоторым данным, до двух тысяч аварцев. Плюс – видимо, для солидности - неких бородатых мужчин в камуфляже и с автоматами. В лагере прошел митинг, и Умаханов, обратившись к возмущенной толпе, заявил: протестовать нужно не здесь, а на центральной площади Махачкалы. Мэр был явно не прочь повести народ походом на дагестанскую столицу, как он пытался сделать еще в прошлом году.

Одновременно политическое противостояние обострилось и в Чечне. Как только заговорили о том, что к событиям в Бороздиновской причастен батальон "Восток", которым командует Сулим Ямадаев, вице-премьер чеченского правительства Рамзан Кадыров незамедлительно нанес удар по своим противникам, братьям Ямадаевым. Он заявил, что батальон нужно расформировать. Старший из братьев Ямадаевых, депутат Госдумы Руслан сразу же отреагировал на этот выпад. По его словам, "Восток" был в селе лишь 15 минут, и что вся разговоры про бесчинства ямадаевцев в Бороздиновской – провокация, направленная против батальона.

На защиту Ямадаева и его группы стал командующий дислоцированной в Чечне 42 мотострелковой дивизией Сергей Суровикин. Он заявил, что "Восток" в зачистке вообще не участвовал. Конечно же, генерал-майор тем самым старался прикрыть не только Сулима Ямадаева, но и себя, так как злополучный батальон непосредственно починяется ему. Однако то, что именно "Восток" был в Бороздиновской, все труднее было отрицать. Дагестанские власти, заинтересованные в том, чтобы гнев дагестанцев был направлен исключительно на чеченцев, а не на официальную Махачкалу, настаивали на причастности ямадаевцев к бороздиновскому погрому. Об этом прямо заявил секретарь Совета безопаности Дагестана Ахмеднаби Магдигаджиев.

Таким образом, политическая ситуация резко обострилась сразу в двух Северокавказских республиках, в самых нестабильных, охваченных войной регионах. И тут, спохватившись, российские власти засуетились. На тушение пожара, как водится, бросили полпреда по Южному федеральному округу Дмитрия Козака. Он тут же объявил, что формируется специальная комиссия по расследованию событий в Бороздиновской, а также выехал в Чечню, где провел совещание с участием президента Алу Алханова, Рамзана Кадырова и начальника РОШа генерал-полковника Аркадия Еделева. Однако Козаку придется тяжело - слишком далеко зашел конфликт. События, которые произошли после зачистки в Бороздиновской, выявили серьезные политические проблемы Дагестана и Чечни. К тому же публично наказать Ямадаева или кого-нибудь вышестоящего из ОГВ явно не получится. Замгенпрокурора России Николай Шепель, например, сказал только, что "нескольких военнослужащих из батальона "Восток", колонна которых направлялась в село, по фотографиям узнали местные жители". Дошла ли колонна до Бороздиновской, и что она там делала, Шепель не стал уточнять. Дмитрий Козак уже уволил главу Шелковского района, но это - классический пример истории с назначением стрелочника.

Между тем на севере Чечне продолжают проявлять активность боевики, которые и стали, по сути, причиной всех этих событий. Именно после их рейда в Бороздиновскую туда пришли федералы. Пока власти и военные лихорадочно пытаются решить бороздиновский кризис, боевики совершили в Шелковском районе Чечни еще один показательный рейд. 17 июня тридцать моджахедов вошли в село Курдюковская, что по соседству с Бороздиновской, и, разоружив трех милиционеров, спокойно ушли.

По мнению уже бывшего главы администрации Шелковского района Хусейна Нутаева, "экстремисты специально провоцируют федеральные силы на ответные жесткие действия, в ходе которых зачастую страдает местное население". "Боевики хотят расшатать обстановку не только в Шелковском районе, но и на всем северо-востоке Чечни и на приграничных территориях Дагестана", - сказал Нутаев.

Но ведь и федералы свирепствуют не просто так, а от бессилия. В мае этого года спецподразделения не раз вступали в бой с отрядами боевиков в лесных массивах близ Бороздиновской и в других местах Шелковского района. Однако всякий раз боевики уходили от преследования. Неудачи в противостоянии с отрядами сопротивления заставляют российских военных нервничать и совершать ошибки вроде бессмысленной по жестокости зачистки в Бороздиновской. Эта зачистка только еще сильнее обострила ситуацию в Чечне, что, безусловно, сыграло на руку боевикам.

Иван Свенцицкий, 23.06.2005


новость Новости по теме