Также: Война | Персоны: Иван Свенцицкий

статья Дагестан на пороге "чрезвычайщины"

Иван Свенцицкий, 12.08.2004
Дагестан. Фото с сайта www.vagrius.ru

Дагестан. Фото с сайта www.vagrius.ru

Чеченские боевики и их дагестанские союзники начали наступление в Дагестане. Правда, пока только в Интернете. В течение нескольких дней сайт "Кавказ-центр" распространил ряд воззваний к милиционерам и просто жителям Дагестана.

Обращения подписаны "Дагестанские моджахеды". В них милиционеров призывают переходить на сторону боевиков, а жителям разъясняются цели войны: изгнать "российских оккупантов", свергнуть местную власть, которую авторы листовок считают незаконной, и установить в регионе исламское государство.

Многочисленные убийства сотрудников силовых структур, недавний бой в городе Кизляр заставляют серьезно отнестись к подобным призывам. Что власти и делают. По словам заместителя министра МВД Дагестана Магомеда Омарова, моджахеды малочисленными группами от 3 до 5 человек "оперативно перемещаются из Чечни в Дагестан и обратно". Особенно напряженной считается обстановка в граничащих с Чечней горных районах. "Осложнилась обстановка с сопредельной стороны, - говорит Омаров. - У силовых структур есть данные о концентрации вооруженных отрядов в высокогорном чеченском селе Кенхи, примыкающем к Ботлихскому району Дагестана".

Чтобы предотвратить возможный переход границы, на горных перевалах выставляются заставы. А в район села Гигатли, что находится между Чечней, Дагестаном и Грузией, перебрасываются подразделения Минобороны. При этом местные власти признают, что перекрыть всю 540-километровую границу с Чечней они не в силах.

Также сообщается, что моджахеды открыто выходят в эфир на милицейских оперативных радиочастотах, и что они ведут активную "работу в подполье".

Однако главное здесь то, что на фоне в общем-то ожидаемой активизации боевиков неожиданно резко обострился конфликт внутри правящей элиты Дагестана. 29 июля мэр города Хасавюрт Сайгидпаши Умаханов вывел своих вооруженных сторонников на улицы, чтобы потребовать отставки нынешнего главы Госсовета Дагестана Магомедали Магомедова. Участникам митинга раздавались листовки, где Магомедов обвинялся в узурпации власти, а также в таких страшных преступлениях, как теракт в Каспийске 9 мая 2003 года и убийство муфтия Абубакарова. Раздавались призывы идти с оружием на Махачкалу.

Сторонники Умаханова требуют отставки Магомедова, а также проведения досрочных президентских выборов в республике. Ранее было решено провести их в следующем году. Умаханов принадлежит к народности аварцев, самой многочисленной в Дагестане. Так что, в отличие от даргинца Магомедова, он может рассчитывать на победу.

В Махачкале на выпад Хасавюрта ответили организацией кампании в поддержку местных властей. 11 августа участники митинга в Махачкале приняли резолюцию, осуждающую действия мэра Хасавюрта и поддержавших его депутатов Народного Собрания РД Сагида Муртазалиева и Гамидулаха Магомедова. А незадолго до этого, 6 августа, прошло заседание Госсовета республики. Как сообщает ИА REGNUM, его члены, просмотрев видеозапись митинга в Хасавюрте, назвали действия Умаханова подрывом и без того хрупкого мира в республике. Госсовет единодушно поддержал своего председателя Магомедали Магомедова. Еще один митинг оппозиции в Хасавюрте, намеченный на 10 августа, был срочно отменен, дагестанские власти могут перевести дух, атака отбита.

Однако президентские выборы вряд ли дадут Магомедову возможность чувствовать себя спокойно. Очевидно, что Умаханов просто так не отступит. К тому же, как утверждается, за ним стоит руководство ОГВ на Северном Кавказе, действующее в пику ФСБ, которая поддерживает Магомедова. Ситуацией готовы воспользоваться и исламские боевики во главе с Раппани Халиловым, за которыми стоит Шамиль Басаев. В своих листовках халиловцы уже неоднократно обыгрывали постоянные клановые разборки дагестанской элиты, одновременно позиционируя себя как силу, способную объединить многонациональный Дагестан под флагом "Ислама и Джихада".

Начавшаяся борьба за власть, на фоне назревающего ваххабистского восстания, которое может быть поддержано вторжением из Чечни, – картина хуже не придумаешь. При этом ни в Махачкале, ни в Москве нет определенного плана, как действовать в подобной ситуации. Нынешняя мода на повсеместное выстраивание властной вертикали, желание иметь во взрывоопасном регионе человека, ответственного за все, толкает Москву на реализацию идеи проведения прямых президентских выборов. Однако национальные и прочие особенности Дагестана могут не только не позволить провести эти выборы, но - в условиях продолжающейся чеченской войны - окончательно разворошить тлеющие угли в этой республике.

Иван Свенцицкий, 12.08.2004


новость Новости по теме