Офицер ФСБ признался в убийстве прокурора Ингушетии
Британская Guardian публикует расследование преступления, совершенного офицером ФСБ в Ингушетии (перевод статьи публикует Inopressa.Ru). Ранее было опубликовано письмо "офицера ФСБ Игоря Онищенко" генпрокурору России, в котором он "признается, что по приказу начальника похищал и убивал невиновных людей на территории Ингушетии". Среди своих "раскаявшийся офицер" перечислил и помощника прокурора Ингушетии Рашида Оздоева.
В распоряжение британской газеты попала аудиокассета с записью признания офицера местного отделения ФСБ в убийстве прокурора Ингушетии Рашида Оздоева. Признание офицер делает в разговоре с родственниками погибшего.
"У нас был прямой приказ, поэтому мы отрезали путь их машине, вытащили его и его водителя и втолкнули в микроавтобус", - говорит голос на записи.
Рашиду Оздоеву, ответственному за надзор над ФСБ, выпало расследовать многие факты исчезновений. Прокурора похитили после того, как он передал досье о предполагаемых преступлениях военных генпрокурору России Устинову. 11 марта, спустя несколько дней его похитили из машины, когда он ехал по делам. "Мой старший сын служит здесь в ФСБ, и я узнал, что машина Рашида была припаркована около штаба ФСБ целый день после его похищения", - рассказывает отец. После того, как Рашида отправили на российскую военную базу в Ханкале, о нем ничего не известно.
Борис Оздоев написал президенту Владимиру Путину письмо с просьбой о личном вмешательстве. Отец похищенного все еще не теряет надежды, что его сын жив.
Между тем, как сообщил Guardian высокопоставленный источник в правоохранительных органах, хотя убедительных доказательств нет, запись скорее всего не является подделкой, а местные чиновники считают, что за похищение несет ответственность ФСБ.
"Оздоев был молодым парнем, - отметил источник газеты, - и имеется множество разногласий между местными властями и российскими федеральными войсками". Кроме того, в прокуратуру поступило письмо, в котором человек, называющий себя офицером ФСБ, признает, что работал в ударной группе и "лично искалечил 50 и убил 35 человек", а также участвовал в похищении местного прокурора, предположительно Оздоева.
В прокуратуре, впрочем, говорят, что стиль, в котором составлено письмо, заставляет сомневаться в его подлинности. Представитель ФСБ заявил, что содержащиеся в нем обвинения - это "ложь", и что глава местного отделения ФСБ сообщил чиновникам, что все обвинения - полная чушь.
Gurdian отмечает, что кассета, которую удалось прослушать корреспонденту газеты, является редким доказательством участия российских сил в похищениях и убиствах мирных жителей, волна которых "перехлестывает через границу разоренной войной Чечни и распространяется на соседнюю Ингушетию".
Однако гораздо более зловещей, по мнению автора статьи, является другая информация: целью ФСБ была не обычная жертва - из числа сочувствующих боевикам или подозреваемых в терроризме, - а старший помощник генпрокурора Ингушетии, расследовавшего злоупотребления российских военных.
Еще недавно, продолжает газета, Ингушетия была безопасным убежищем, куда за десятилетие насилия стекались чеченские беженцы. Однако за последние несколько месяцев было похищено по меньшей мере 40 человек - в основном их забирали прямо из домов "люди в масках и камуфляже".
По подсчетам правозащитной организации "Мемориал", уровень похищений пропорционально числу населения в Ингушетии сейчас даже выше, чем в соседней Чечне.
Комментарий
Британская газета не называет имени раскаявшегося чекиста, однако речь, вероятно, идет о сотруднике ставропольского управления ФСБ Игоре Онищенко, чье письмо генпрокурору Устинову попало в "Новую газету" и было опубликовано 27 мая. В том письме "убоявшийся Бога" чекист исповедался генпрокурору не только в похищении и убийстве Оздоева, за которое был удостоен награды, но и в 35-ти других собственноручно совершенных убийствах. Странная, однако, история получается. Помощник прокурора собирает компромат на запятнанных кровью чекистов и передает его генпрокурору. Чекисты помощника прокурора похищают и, похоже, ликвидируют, после чего один из них тоже пишет генпрокурору доклад о преступлениях спецслужб. Выходит, все делают общее дело - рассказывают о творящемся в мирной, казалось бы, республике беспределе. Попутно, правда, уничтожая "предыдущих ораторов". Кому рассказывают? Генпрокурору? Определенно нет. Тот оставил публикацию "Новой газеты" без внимания, хотя - фальшивка то была или подлинник - она заслуживала либо опровержения, либо публичного комментария. Скорее все-таки опровержения: если и существовал бы некто Игорь Онищенко, посмевший сдать своего начальника генпрокурору, да еще и с утечкой в СМИ, давно бы постигла его участь Оздоева. Причины, заставившие Устинова промолчать, понятны: начни он комментировать - пришлось бы вспомнить и письмо Оздоева, признавая тем самым, что не все спокойно в мирной Ингушетии...
Справка
Похищение помощника прокурора Ингушетии по надзору за силовыми структурами Рашида Оздоева
11 марта 2004 года.
Днем на посту ГИБДД, расположенном на развилке дорог, ведущих из Назрани в село Кантышево, город Малгобек и поселок Майский Республики Ингушетия неизвестные вооруженные лица в масках, одетые в камуфляжную форму на автомобилях "Нива" и "Газель" похитили троих местных жителей.
По словам очевидцев - cотрудников ГИБДД, на подъезде к посту военные обстреляли ехавшую впереди автомашину "Жигули" 7-й модели белого цвета. "Жигули" заехала на территорию поста и остановилась. Нападавшие, представившись милиции сотрудниками ФСБ, вытащили находившихся в "семерке" троих мужчин (один из них был ранен), насильно затолкали их в "Газель" и уехали в сторону города Владикавказ.
Впоследствии удалось выяснить имена похищенных: Тамерлан Саварбекович Цечоев, 1962 г.р., Рашид Борисович Оздоев, помощник прокурора РИ по надзору за силовыми структурами и Евлоев, сотрудник МВД РИ.
Родственники похищенных обратились в правоохранительные органы республики и параллельно занялись самостоятельным поиском. По информации, полученной ими из неофициальных источников, раненый Евлоев находится под охраной в больнице г. Владикавказ (или Ставрополя). Следы Цечоева и Оздоева пока найти не удалось.
Причина похищения вышеназванных людей неизвестна. Известно лишь, что в последнее время Оздоев неоднократно в устной и письменной форме требовал от сотрудников ФСБ Ингушетии прекратить нарушения закона, осуществлял меры прокурорского реагирования в их отношении: вносил представления, протесты и т.д. Возможно, что такая активность послужила поводом для задержания зампрокурора.
20 марта родственники направили телеграммы в администрацию президента РФ, в Верховный суд, в Генпрокуратуру РФ, в администрацию президента РИ, с просьбой вмешаться в ситуацию и помочь разыскать исчезнувших людей.
По другой версии, изложенной на сайте www.ingushetiya.ru , помощник прокурора РИ Рашид Оздоев был задержан сотрудниками УФСБ РФ по РИ 12 марта, когда садился в свою машину на автостоянке у комплекса правительственных зданий в г. Магас. Несколько человек, видели автомобиль Оздоева, ВАЗ-21099, во дворе здания УФСБ. По некоторым данным из Ингушетии Оздоева вывезли в г. Владикавказ.
Как сообщают журналисты ингушского сайта, начальник УФСБ РФ по РИ Коряков был недоволен активной позицией прокурорского работника, надзиравшего за ФСБ.
15 марта, по настоянию Бориса Оздоева, отца похищенного, прокуратурой Ингушетии по факту похищения Рашида Оздоева возбужденно уголовное дело по ст. 126 УК РФ (похищение человека).
С сайта общества 'Мемориал'
Справка
Генеральному прокурору России от Онищенко Игоря
Обращается к Вам действующий сотрудник ФСБ РФ по Ставропольскому краю, проработавший в ФСБ по Ингушетии по специальному заданию.
Сегодня закончился срок командировки и я вернулся домой. Меня мучает совесть.
Опером в органах ФСБ работаю почти 12 лет. Но не думал, что когда-нибудь работая с начальником ФСБ по Ингушетии Коряковым - буду так мучиться сейчас.
Начальник ФСБ по Ингушетии Коряков - страшный человек в нашей системе. Хотя говорит, что послан работать лично Патрушевым и Путиным. Это гнусная гнида уничтожает людей только за то, что они ингуши и чеченцы. Видите ли, у него в жизни была какая то обида, нанесенная раннее кем то из этого-народа и поэтому он их ненавидит.
Коряков заставлял меня и моих коллег, а нас всего работало на него 5 человек, систематически избивать всех кого мы задерживали под видом сотрудников РОША.
Далее по одной схеме. Специальная одежда, маски, другие удостоверения, камуфляж, автомашины, как правила самих задержанных - заменяли только номера, спецпропуска и другое, о чем Вы знаете лучше меня. Под видом вывоза за пределы Магаса - мы покружившись, в основном возвращались на других машинах опять в свое здание - и добивали людей. Вся работа проходила только ночью. Днем мы отсыпались.
Коряков должен был докладывать в Москву о том, что идет работа и оправдать звание генерала, присвоенное недавно. Для этого был план - в неделю минимум 5 человек. В начале 2003 года, когда я только был прикомандирован, мы действительно задерживали тех, кто был причастен. Но после сентября, когда Коряков озверел из-за какого то, как он говорил - прокурора, мы стали хватать без разбора только по внешности. Как говорил Коряков какая разница все гниды.
Лично я с Сергеем искалечил более 50 человек. Закопал около 35.
Кстати, все обстрелы по зданию ФСБ Ингушетии организовал и провел я по указанию генерала помогал мне Вадим и Сергей.
Сегодня приехал домой. Меня наградили за безупречную службу. Благодаря последней операции по вывозу местного прокурора, за то, что у него был компромат на Корякова. Генерал давно за ним охотился. Удостоверение и табельное оружие прокурора я уничтожил, переломал ему все конечности. Той же ночью Коряков дал команду уже другим от него избавиться.
Скоро мой любимый праздник пасха. Я виноват. Не могу заявить официально, потому что подписал, как Вы знаете, документ о неразглашении информации. Кроме того, мне нужна работа, а другой нет и нечем будет кормить семью. Вы понимаете, если я приду и расскажу, Коряков меня убьет и закопает, как всех с кем мы поступали. Но пишу вам, потому что боюсь Бога. Я раскаиваюсь.
Это чистая правда, когда-нибудь люди все равно узнают. Не знаю, смогу ли я этим письмом смыть свои грехи перед Богом.
Онищенко Игорь Н.
Дословно
Борис Оздоев
Если Путин или кто-то еще, близкий к нему, узнают об этом, они точно вернут моего сына. Я думаю, он жив. По крайней мере, я хотел бы, чтобы так было.
Guardian, 22.06.2004