Чекисты объявили в розыск 14 врачей организации IMC
14 женщин-врачей, работающие на американскую неправительственную медицинскую организацию IMC, попали в списки особо опасных террористок, сообщают "Московские новости". Листки с их фотографиями теперь расклеены во многих общественных местах. Корреспонденту издания удалось встретиться с "разыскиваемыми".
По их словам, сотрудники из московского офиса организации позвонили в Назрань, сказали, что ориентировками на них обклеены магазины и вокзалы столицы. Известие сначала вызвало взрыв хохота. Потом стало не до смеха: пошли звонки. Племянница из Москвы извещала, что ее тетя числится в розыске; родственница из Калининграда, увидев вывешенные фото, допытывалась, что случилось. Каждый день приносил новые вести — сестру одной из них (с той же фамилией) задержали вместе с детьми на Павелецком вокзале в Москве, и в линейном отделении милиции она увидела на столе у дежурного ту самую ориентировку.
Женщины уже давно обратились в республиканскую прокуратуру с просьбой разобраться и ждали объяснений. Но кошмар не рассеивался, сгущался. Врачи недоумевали: если их зачислили в отряд смертниц ошибочно, почему в Москве продолжают появляться новые расклейки? Если это не ошибка, что с ними будет? У одной из них, матери маленьких детей, обнаружили предынфарктное состояние. У другой обострилась язва желудка, но ехать к лечащему врачу в Краснодар страшно. У кого давление поднялось, у кого хронические болячки заговорили. Некоторым пришлось скрывать происходящее от домашних. У Анны Ужаховой вообще особая история. Ее не только подозревают в подготовке диверсионно-террористических актов — стандартное обвинение, сопровождающее снимки всех женщин. Она опознана, как явствует из листовки, в качестве старшей жены Шамиля Басаева. При живом муже преподнести женщине второго спутника жизни — на Кавказе такие "шутки" особенно чреваты последствиями.
Получив в руки ориентировку, женщины без труда догадались, когда и при каких обстоятельствах их фотографировали. Снимались для служебного альбома. Федеральная служба безопасности, отвечая на запрос депутата Госдумы от Ингушетии Башира Кодзоева, утверждает, что фотографии с фамилиями и именами 14 женщин были обнаружены в схроне боевиков в Грозном. Изъятые материалы, по сведениям ФСБ, принадлежали руководителю террористической группы Тазабаеву.
Каким образом внутренний документ неправительственной медицинской организации оказался в бандитском схроне — это отдельный вопрос. Но совершенно непонятно, почему это не проверили. Ведь под каждой фотографией значатся имя и фамилия, а также профессия — доктор. Обращает на себя внимание следующее обстоятельство. Фамилии разыскиваемых "смертниц" не значатся в учетных списках Главного информационного центра (ГИЦ) МВД России (а также МВД Ингушетии и ГУВД Москвы), о чем уведомляет ответ ГИЦ на запрос сенатора от Ингушетии Иссы Костоева. Это означает, что их нет в милицейских компьютерах, с данными которых сверяют, к примеру, списки пассажиров в аэропортах. Но в отделениях милиции в тех же аэропортах ориентировки лежат.
Странности и вопросы на этом не заканчиваются. Так, фамилии разыскиваемых не были переведены на кириллицу, как полагается в ориентировках, а даны, как в оригинале, на английском языке. Может быть, говорится в статье, целью неизвестных чекистов были не женщины, а сама организация, работающая в горячей точке?
Бесспорно в этой ситуации одно. Без всяких доказательств четырнадцать врачей были названы террористами. В ответном письме ФСБ депутату Кодзоеву сообщается: "ввиду неподтверждения первичной информации проверочные мероприятия в отношении указанных женщин прекращены". Однако фотографии врачей продолжают висеть на сайтах с примечанием "объявлены в розыск".
Комментарий
То есть сначала портреты "террористок" порасклеили по всей стране, а потом взялись проводить "проверочные мероприятия" для подтверждения "первичной информации". Впрочем, вполне может статься, что никаких "проверочных мероприятий" в отношении найденного альбома и не проводилось. Нашли фото в расположении врага и сделали выводы, руководствуясь тем соображением, что фотографии законопослушных граждан в бандитских схронах не валяются. Когда гонишь план по валу, не до копания в деталях. А тут целый иконостас в раздел "Ловим террористов". Вот, мол, граждане, смотрите, как трудится ФСБ: пачками злодеев идентифицирует.
А могло быть и по-другому. Раздобыли чекисты альбом (совсем не обязательно в схроне боевиков), аккуратно перенесли фотографии на листовки и запустили, как говаривал Райкин, "дурочку", чтобы излишне независимые граждане, увлекающиеся работой в международных неправительственных организациях, да еще в зоне особого внимания, поняли, насколько они уязвимы и даже смертны. Чего не бывает в этой самой "зоне"...
Дословно
Тимоти Ричардсон
Боюсь, нам никогда не удастся пролить свет на эту историю. Конечно, мы придаем ей самое серьезное значение. И проводим расследование совместно с российскими властями. Вопрос — кто понесет ответственность за эту ошибку?
Московские новости, 28.05.2004