Чечню доверят милиционеру
Менее двух недель осталось до истечения срока подачи документов для участия в президентской гонке в Чечне. Однако список зарегистрированных кандидатов пока состоит из трех фамилий: безработная из райцентра Урус-Мартан, советник местной администрации и известный чеченский бизнесмен Малик Сайдуллаев. Главные же претенденты на пост главы республики держат паузу, готовясь вступить в борьбу, как и подобает солидным кандидатам, в последний момент. Речь идет, конечно же, о министре внутренних дел Алу Алханове и депутате Госдумы Руслане Ямадаеве.
В поддержку первого прошло уже три митинга в Чечне, второго выдвинули московские чеченцы 2 июня. В отличие от Ямадаева или Сайдуллаева Алханов постоянно находится в республике и ему знакомо истинное положение вещей. Все помнят его прошлогодние заявление, идущие вразрез с официальной точкой зрения о налаживании мирной жизни. Тогда Алханов заявил, что в 2003 году в Чечне совершено 543 теракта, из них 351 - подрывы бронетехники. Причем местом наибольшей диверсионной активности министр назвал Грозный.
Алханов, в отличие от Ямадаева, никогда не был боевиком, с самого начала конфликта в 1991 году сражаясь на стороне федералов. И, если что, договориться с той стороной у него явно не получится. А ведь на это и рассчитывают многие кандидаты, прежде всего Малик Сайдуллаев, давно уже предлагающий себя в роли посредника между российской властью и Масхадовым.
Но именно отсутствие темных пятен в биографии Алханова больше всего и устраивает Москву, которая полагает, что опираясь на российские деньги и штыки, он сможет делать то, что вообщем-то и требуется от чеченского президента: эффективно противодействовать боевикам. При этом Алханов должен опираться на местную милицию, действующую в связке с гвардией Рамзана Кадырова.
Поддержка кандидатуры Алханова Кадыровым, безусловно, многое значит. Но тут есть нюанс - в последнее время авторитет Рамзана в республике пошатнулся. По мнению многих чеченцев, он неправильно отреагировал на заявление Басаева о его причастности к убийству своего отца. По местным обычаям Рамзан Кадыров был просто обязан объявить кровную месть Басаеву. Рамзан этого не сделал, лишь пространно заметив, что убийцы ему известны. Более того, Кадыров-младший пригласил Шамиля принять участие в выборах президента, заявив, что тот может участвовать в них наравне с Сайдуллаевым и Аслахановым. Многие истолковали это как признак слабости молодого Кадырова.
В Кремле хорошо осведомлены о серьезном конфликте между кадыровской и ямадаевской группировками. Это не может не беспокоить российские власти. Известно, что на последней встрече Путина и Рамзана в мае обсуждался в том числе и этот вопрос. В тот же день Рамзан поехал в Госдуму, где его и Руслана Ямадаева буквально заставили провести ритуал публичного примирения. Но сделать Ямадаева президентом Чечни означает еще больше расколоть пророссийские силы в республике. Очевидно, что Рамзану Кадырову Ямадаев никогда не подчинится. Более того, нет сомнений, что Кадыров всячески будет мешать укреплению ямадаевской власти. Но и об Алханове, как компромиссной фигуре говорить не приходится. Без Кадырова вес Алханова будет ничтожным, к тому же прослужившему всю жизнь в милиции человеку не просто сработаться с такими потомственными разбойниками, как Ямадаевы.
Судя по всему, Алханов уже официально одобрен и Кремлем. В четверг в его поддержку высказался лидер "Единой России" Борис Грызлов.
Справка
Алу Алханов, биография
Аллу Алханов родился в 1957 году и окончил Академию МВД СССР. Он работал на различных должностях в Министерстве внутренних дел Чечено-Ингушской АССР. После прихода к власти в республике Джохара Дудаева был одним из лидеров оппозиции, сторонником возвращения Чечни в правовое поле России.
В 1995-1996 годах при правительстве Доку Завгаева занимал должность начальника республиканского линейного Управления внутренних дел на транспорте. В августе 1996 года подразделение, возглавляемое Алхановым, оказало ожесточенное сопротивление боевикам, захватившим Грозный.
В конце 1996 года после прихода к власти Аслана Масхадова он покинул пределы республики. В 1997 - 2000 годах - начальник линейного отдела милиции в города Шахты Ростовской области.
ИТАР-ТАСС
Дословно
Алу Алханов
Я считаю, это право народа - определиться, кого бы они хотели видеть президентом. Вот кого народ сочтет, кого, значит, предложит на эту должность, за тем они пойдут. Вот этот человек должен взять на себя вот ту величайшую ответственность - как перед Всевышним, так и перед народом - за республику, за судьбы людей, и за сегодняшний, и за завтрашний день этой республики. Вопрос "страшно - не страшно" не стоит. Я давно определился со своей дорогой, по ней иду и никогда не менял и не поворачивал, не сворачивал с этого курса. А он никогда не был безопасным, спокойным.
1-й канал, 09.06.2004
Статьи по теме
Чечню доверят милиционеру
29 августа Чечня будет выбирать нового президента. Кандидатов, официально зрегистрированных республиканским избиркомом, пока немного - всего трое. Но в борьбу еще не вступили два главных претендента - Алу Алханов и Руслан Ямадаев, хотя уже идут собрания с поддержку этих кандидатов. Оба держат паузу, вероятно, в ожидании внятного знака из Кремля. Без его поддержки участвие в выборах будет явным фарсом.
Чеченский рецепт Кремля: подобное подобным
Гибель Ахмада Кадырова не только до предела обострила военную ситуацию в республике, разрушила ту конструкцию, которая так мучительно выстраивалась все четыре года войны, но и вскрыла глубокие противоречия в стане прокремлевских чеченцев.
Возвращение на войну
Смерть Ахмада Кадырова может вернуть Чечню к политической ситуации осени 1999 года. Как и четыре года назад федералы оказались один на один с боевиками. Кадыровская прослойка все-таки существенно облегчала жизнь федералам, взяв на себя значительную часть черной работы по зачистке республики. Однако эта конструкция держалась исключительно на фигуре Кадырова. Конституционный строй, изготовленный в Чечне на скорую руку - устойчив не более чем театральная декорация. По мнению обозревателя Граней.Ру Ивана Свинцицкого, гибель президента ЧР - часть масхадовского плана по возобновлению полномасштабной военной кампании.