Чеченский рецепт Кремля: подобное подобным
Гибель Ахмада Кадырова не только до предела обострила военную ситуацию в республике, разрушила ту конструкцию, которая так мучительно выстраивалась все четыре года войны, но и вскрыла глубокие противоречия в стане прокремлевских чеченцев. Каждая группа из них ищет своего покровителя в структурах центральной власти, надеясь повлиять на решение Москвы. Причем позиции порой настолько бескомпромиссны, что речь может идти о серьезном конфликте, с участием известных российских политиков.
Поддержанный публично президентом России, Рамзан Кадыров сегодня вроде бы смотрится главным претендентом на пост президента Чечни (нюансы с возрастным цензом утрясти не проблема). Однако было бы ошибкой полагать, что вопрос о власти в республике предрешен.
Да, 13 мая Госсовет и правительство Чечни обратились к Владимиру Путину с просьбой поддержать в качестве кандидата на пост президента Рамзана Кадырова. Путин по существу уже ответил на это назначением молодого человека первым замом премьера чеченского правительства. И это обстоятельство ставит сына покойного президента в более выгодные условия, чем остальных кандидатов.
Заявление Госсовета было подкреплено демонстрацией силы. В тот же день в селе Центорой - своего рода "кадыровской Ханкале" - Рамзан принял парад своих отрядов. Начальник штаба службы безопасности (недавно это структура была переименована в полк специального назначения) Артур Ахмадов зачитал вслух обращение к Путину. Перед собравшимися выступили также и.о. президента Чечни Сергей Абрамов и бывший министр обороны Ичкерии Магомед Хамбиев. Все трое откровенно агитировали за Кадырова-младшего.
Но говорить о каком-то едином прокадыровском хоре в Чечне не приходится. Например, обладающие в республике влиянием братья Ямадаевы видят ситуацию по-другому. В интервью Газете.Ру депутат Госудмы от Чечни Руслан Ямадаев заявил, что тот, кто сейчас может говорить о президентстве и называет какие-то фамилии, просто враг чеченского народа. Это очевидный намек на обращение Госсовета и правительства. При этом Ямадаев сам стал "врагом" - в том же интервью он поддержал идею избрания чеченским президентом русского. Вероятнее всего, Ямадаев имеет в виду бывшего офицера КГБ и мэра Грозного, ныне заместителя полпреда Южного федерального округа Олега Жидкова.
Впрочем, и сам Руслан Ямадаев не прочь попробовать удачи в президентской гонке. Его кандидатуру активно продвигает депутат Госдумы, зампред фракции "Единая Россия" Франц Клинцевич. Расчищая путь для Ямадаева, Клинцевич активно торпедирует идею избрания президентом Рамзана. Например, в интервью "Эхо Москвы" он заявил, что для избрания Рамзана Кадырова президентом нет никаких юридических оснований.
Однако Руслан Ямадаев крайне непопулярен среди московских чеченцев, непризнанным лидером которых является помощник российского президента по Южному федеральному округу Асламбек Аслаханов. В частной беседе с Гранями.Ру сотрудник аслахановского аппарата откровенно называл Ямадаева "бандитом", промышляющим похищениями людей. При этом самого Аслаханова видят главой Чечни советник Владимира Путина генерал Геннадий Трошев и бывший руководитель Южного федерального округа Виктор Казанцев. Они выражают интересы военных, которые уже давно выступают против политики усиления кадыровского клана.
Не прочь поучаствовать в борьбе за кресло президента и семья Завгаевых, чье влияние традиционно сильно в Надтеречном районе Чечни. Они скрытно поддерживают бывшего министра по делам печати и информации республики Бислана Гантамирова. Гантамиров известен тем, что покинул этот пост из-за серьезных разногласий с Ахмадом Кадыровым. Его имя тоже не раз мелькало в СМИ в связи с надвигающимися выборами.
Безусловно, последнее слово за Кремлем. И, если не произойдет ничего, что могло бы круто скомпрометировать Кадырова-младшего в глазах Москвы, именно ему и быть кремлевским ставленником на предстоящих выборах.
О каком компромате может идти речь? Ни жестокостью, ни противоправными действиями в отношении населения Чечни Кадыров Кремль не удивит. На это Москва уже давно закрывает глаза. Москве от будущего президента Чечни нужны, собственно, только две вещи: первое - личная преданность, второе - способность держать Чечню в кулаке. По отношению к Рамзану, ни первое, ни второе - отнюдь не факт.
У нынешнего первого заместителя премьера ЧР весьма натянутые отношения с федералами. В штабе ОГВ не раз раздавались голоса, обвиняющие молодого Кадырова в сомнительной кадровой политике - в свою гвардию Рамзан набрал немалое число бывших боевиков. Нередки случаи, когда ФСБ и ГРУ пытаются "зачищать" ряды рамзановских гвардейцев. Свежий пример: 12 мая российские военные провели в Грозном шумную (с подрывом дверей в квартиры и стрельбой) спецоперацию по захвату пятерых сотрудников службы безопасности. Одновременно представители спецслужб активно раскручивают в СМИ тему предательства: мол, покушение было проведено не без помощи чеченских охранников Кадырова. Хотя на стадионе Ахмада Кадырова охраняли десять сотрудников ФСО, присланных специально из Москвы.
Все это не может не нервировать честолюбивого Рамзана. Можно предположить, что он меньше всего предрасположен быть перчаткой на руке Москвы, а тем более работать под колпаком спецслужб. Отметим, в ближайшем окружении Кадырова-млашего есть не просто боевики, а известные фигуры из команды Аслана Масхадова. Это и масхадовские военачальники Артур Ахмадов и Магомед Хамбиев, и видные "ваххабиты" (например, Мовлади Байсаров, еще в начале этой войны воевавший вместе с Арби Бараевым). Считать этих людей промосковски настроенными было бы большим заблуждением. Иначе говоря, молодого Кадырова могут и вполне распропагандировать более опытные нынешние соратники.
В качестве иллюстрации к этому предположению можно привести такой эпизод: Магомед Хамбиев, произнесший хвалебную речь в адрес Кадыровых в Центорое, тут же, сойдя с трибуны, признался журналистам, что он вынужден говорить подобные вещи и назвал свои же слова "чушью".
Второе, может ли Рамзан Кадыров держать Чечню в кулаке? Да, у него, наверное, самые боеспособные вооруженные формирования среди всех силовых структур Чечни. Но, во-первых, высокий процент бывших боевиков в его отряде - это "пятая колонна", которая может повести себя самым непредсказуемым образом в определеннных обстоятельствах. А во - вторых, авторитет сына вовсе не равен авторитету отца. И может так статься, что резвость и жестокость Рамзана еще более расколют Чечню, а вовсе не укрепят ее и без того расшатанное единство. Многие в Чечне уже и сегодня утверждают, что на Рамзане слишком много крови для того, чтобы он мог претендовать на титул отца нации.
Смерть Кадырова открыла перед Кремлем возможность встать на более правовой, цивилизованный, общепримиряющий путь разрешения чеченской проблемы, без ставки на насилие и репрессии по клановому признаку. Но что-то подсказывает: Кремль этим шансом не воспользуется.
Статьи по теме
Чеченский рецепт Кремля: подобное подобным
Гибель Ахмада Кадырова не только до предела обострила военную ситуацию в республике, разрушила ту конструкцию, которая так мучительно выстраивалась все четыре года войны, но и вскрыла глубокие противоречия в стане прокремлевских чеченцев.
Возвращение на войну
Смерть Ахмада Кадырова может вернуть Чечню к политической ситуации осени 1999 года. Как и четыре года назад федералы оказались один на один с боевиками. Кадыровская прослойка все-таки существенно облегчала жизнь федералам, взяв на себя значительную часть черной работы по зачистке республики. Однако эта конструкция держалась исключительно на фигуре Кадырова. Конституционный строй, изготовленный в Чечне на скорую руку - устойчив не более чем театральная декорация. По мнению обозревателя Граней.Ру Ивана Свинцицкого, гибель президента ЧР - часть масхадовского плана по возобновлению полномасштабной военной кампании.