статья Удар по ближнему космосу

Виталий Дерябин, 03.02.2003
Коллаж Граней.Ру

Коллаж Граней.Ру

Чтобы оценить перспективы работы на Международной космической станции (МКС) после катастрофы Columbia, надо сначала посчитать, что осталось из средств доставки грузов и экипажей у России и США. У NASA на сегодняшний день из пяти космические корабли типа Space Shuttle на ходу Discovery (летает с 1984 года, совершил 30 космических рейсов), Atlantis (с 1985 года, 26 полетов) и Endeavour (1992 год, 19 полетов). Изначально предполагалось, что шаттлы без проблем должны выдерживать до 120 взлетов-посадок. После гибели Columbia эта цифра наверняка будет пересмотрена в сторону уменьшения, что повлечет за собой существенное удорожание программы МКС с американской стороны. Без досконального изучения всех обстоятельств гибели шаттла нельзя отрицать и одну из обсуждаемых нынче причин - износ корабля. А это значит, что как минимум Discovery, по числу выходов на космическую орбиту превосходящий Columbia (28 полетов с 1981 года), должен быть поставлен на капитальный прикол.

Очевидно, что основная нагрузка в обслуживании МКС падает на российские корабли - пилотируемые "Союзы" и грузовые "Прогрессы". В 2002 году грузопоток с Байконура уходил на МКС почти с той же частотой, что и с мыса Канаверал: три "Прогресса", два "Союза" и четыре "шаттла". В наступившем году было тоже запланировано пять запусков российских космических кораблей на МКС. Теперь программу надо пересматривать. И для полноценной работы станции уже в этом году должен быть построен как минимум один "Союз".

Судьба МКС сегодня в руках не столько россиян, сколько американцев. В техническом и интеллектуальноим отношении возможности космическая индустрия России способна вытянуть это проект, но все дело в деньгах. Свою часть программы по МКС Россия хоть и выполнила, но заронила большие сомнения в своей надежности как партнера у США и других участников проекта. С очень уж большим скрипом, с явной финансовой натугой отрабатывала российская сторона свои международные обязательства.

Еще в ноябре прошлого года Национальное агентство по аэронавтике и исследованию космического пространства США (NASA) объявило о своем намерении заморозить проект ввиду неспособности России гарантированно участвовать в нем. Был даже разработан план по эвакуации постоянного экипажа и консервации МКС на год. В Москве расценили это как попытку вытеснить Россию с космической орбиты. Американцев, по версии Росавиакосмоса, насторожили серьезные намерения русских использовать МКС в коммерческих целях. Как бы там ни было, а трещина в отношениях двух давних космических партнеров пробежала уже после полета первого космотуриста Денниса Тито. Однако более серьезные мотивы трений между NASA и Росавиакосмосом лежат в концептуальной плоскости. Вернее, лежали до 1 февраля - что будет дальше, покажет время. Американцы связывали будущее освоение космоса именно с челноками, отводя спускаемым (российским) аппаратам роль подсобного транспортного средства, чей расцвет уже миновал, и не горели желанием вкладывать свои средства в эту "карету прошлого".

Сейчас ситуация изменилась. И хотя бы год-полтора (если, конечно, не поставить крест на МКС) американские финансовые вливания должны присутствовать в российской кораблестроительной программе. И присутствовать ощутимо, поскольку финансирование космоса сегодня не самая приоритетная задача для российского бюджета. В федеральном бюджете-2003 на космические исследования отводится 7,7 млрд рублей (в 2002 году - 9,7 млрд руб). Такое отношение к космосу вызвало уныние у руководителей программы МКС с российской стороны. Ее руководитель Валерий Рюмин назвал ситуацию безнадежной и объявил о реальной возможности заморозить в этом году МКС. Таким образом, за какие-то три месяца Международную станцию "заморозили" два основных ее хозяина - NASA и Росавиакосмос. Однако в конце декабря правительство РФ подтвердило свою роль гаранта в программе МКС, и перспектива немного прояснилась. Во всяком случае, мрачный пессимизм ни в Хьюстоне, ни в Королеве больше не демонстрировали.

Что теперь? Последнее слово, как уже было отмечено, за американцами. Нельзя исключать, что они остынут к МКС, сосредоточившись на проектах изучения дальнего космоса. МКС для США - программа крайне дорогостоящая. А сейчас, после фиаско челноков, выходит, вкладывай еще и деньги в российскую космическую индустрию. Это непростой вопрос для NASA. И самый плачевный для МКС исход нельзя исключать. Но в любом случае, на станции сегодня остаются космонавты (астронавты). И в режиме ошпаренной кошки работу на ней не свернешь. Программу 2003 года скорее всего придется выполнять в любом случае. Российская сторона утверждает, что отработать основные пункты программы, а также осуществить в случае необходимости экстренную эвакуацию экипажей с МКС она в состоянии. Но, естественно, лишь при соответствующем участии NASA.

Виталий Дерябин, 03.02.2003


новость Новости по теме