На дальней станции сойду
По оценке специалистов, создание МКС является самым дорогим и масштабным техническим проектом человечества. В его реализации принимают участие 16 государств - Россия, США, Япония, Канада, Италия, Бельгия, Нидерланды, Дания, Норвегия, Франция, Испания, Германия, Швеция, Швейцария, Великобритания и Бразилия. Россия по всеобщему признанию пока играет одну из главных скрипок. Объясняется это прежде всего тем, что ни одна из названных стран, включая и Америку, не имеет такого, как у нас, опыта длительных космических полетов и вывода на орбиту тяжелых и крупногабаритных грузов.
История создания международного космического дома вкратце такова. В середине 80-х годов США в кооперации со своими партнерами из Японии, Канады и странами-участницами Европейского космического агентства предпринимали попытку создать орбитальную станцию, но пять лет напряженного поиска так и не дали результата. В марте 1993 года генеральный директор Российского космического агентства (сейчас Росавиакосмос) Юрий Коптев и генеральный директор Научно-производственного объединения "Энергия" (сейчас Российская космическая корпорация "Энергия") вышли в НАСА с предложением совместно создать международную космическую станцию. 2 сентября 1993 года российский премьер Виктор Черномырдин и вице-президент США Альберт Гор подписали соглашение о сотрудничестве в космосе. В то время Россия стояла перед дилеммой: строить взамен устаревающего комплекса "Мир" новую собственную станцию, или объединить усилия с другими государствами в создании международного космического дома. Выбор был сделан в пользу МКС.
По словам генерального директора Росавиакосмоса Юрия Коптева, после затопления "Мира" самый оптимальный вариант - это развивать пилотируемую космонавтику в рамках Международной космической станции. В то же время есть много сторонников строительства собственной станции. Пусть маленькой, но своей. Депутаты Госдумы космонавты Владимир Волков, Светлана Савицкая и Виталий Севастьянов даже обращались к президенту РФ с призывом пересмотреть условия участия России в МКС, переведя его на чисто коммерческую основу, а средства, выделенные в этом году на МКС, направить на создание орбитального комплекса нового поколения "Мир-2". Обстоятельства сложились так, что строительство нового орбитального комплекса нам просто не поднять. Но даже если бы для этого нашлось достаточно денег, все равно отказываться от участия в международных программах явно не стоит.
Для России участие в проекте означает несомненную экономию ресурсов, сохранение тысяч рабочих мест на ведущих космических фирмах, продолжение исследовательских программ в космосе. А для американцев сотрудничество с Россией не только дало экономическую выгоду, оцениваемую в 2-3 млрд долларов, но и позволило сэкономить массу времени на разработку и строительство станции.
На сегодняшний день на долю США приходится 45 процентов программы, на долю России - 30 процентов, а на страны Европейского космического агентства, Японии и Канады все остальное. Впрочем эти подсчеты весьма условны. Если судить по материализованному вкладу (создание модулей МКС, ракет-носителей и другого "железа"), то здесь доля России превышает 80 процентов, а если по количеству вложенных финансовых средств, то пропорция будет противоположная.
Создание МКС - далеко не первый наш совместный проект с США. Вспомним хотя бы "Союз - Аполлон" (1975 г.), совместную программу "Мир" - НАСА (1992 г.). Тогда партнерство было равноправным. Сегодня ситуация уже несколько другая. В подписанном Россией и США меморандуме зафиксировано, что ни одна сторона не может принимать единоличное решение по поводу проведения экспедиций на МКС. Но все же американцы выступают в качестве главного, если не единственного, инвестора этого проекта, а значит, правят бал. Наше присутствие на МКС, по-видимому, будет со временем сокращаться. И в конечном счете может случиться так, что на МКС мы будем выполнять роль "таксистов" (замена транспортных кораблей, доставка экипажей и пр.), "спасателей" в экстренных ситуациях, "сантехников" устраняющих различные неполадки, и пр.
Но опасения, что нас могут просто попросить из программы, вряд ли обоснованны. Дело в том, что доставить топливо на станцию можно только с помощью российского грузовика "Прогресс М-44". Проблематична дальнейшая эксплуатация МКС и без пилотируемых кораблей "Союз-ТМ". Именно "Прогресс" и "Союз-ТМ" обеспечивают безопасность экипажа станции в то время, когда рядом нет "Шаттла". Выход России из программы МКС автоматически означал бы крах всего проекта. А в этом сегодня не заинтересован никто.
Проект XXI века - справка Граней.Ру
Статьи по теме
На дальней станции сойду
Для России участие в проекте МКС означает несомненную экономию ресурсов, сохранение тысяч рабочих мест на ведущих космических фирмах, продолжение исследовательских программ в космосе. А для американцев сотрудничество с Россией не только дало экономическую выгоду, оцениваемую в 2-3 млрд долларов, но и позволило сэкономить массу времени на разработку и строительство станции.