За веру, царя и органы следствия
Интересная картина получается: в глазах россиян с 2006 года начинает расти роль ФСБ, прокуратуры, армии и церкви. В том смысле, что рост влияния на жизнь рядовых граждан именно этих "органов" становится все более заметным. Это следует из результатов исследования Левада-Центра, в динамике оценивающего с 2001 года роль различных институтов в "жизни России".
Явный рост показывает и президент: если в течение всего 2005 года его роль по пятибалльной шкале оценивалась стабильно – 3,9, то с конца 2006 года пошел рост, достигнув к июлю года нынешнего беспрецедентного коэффициента 4,22. ФСБ занимает второе место, наконец-то обойдя на повороте "олигархов, банкиров, финансистов", которые отныне довольствуются бронзовыми медалями. Корреляция понятна, прозрачна и ясна, как "план Путина": страной правят президент и ФСБ при сопутствующей и никем не оспариваемой власти денег и органов духовного следствия в лице титульной церкви. А может быть и так: деньги теперь и у ФСБ тоже, что лишь подтверждается трендом к созданию госкорпораций, монополизации экономики и формированию класса сверхновых олигархов в погонах и с хоругвями.
Несмотря на почетную "бронзу", роль "финансистов" оценивается ниже, чем в 2001 году. Деньги – это власть. Но когда другая власть заставляет "делиться", имидж просто богатых людей страдает – недостаточно быть состоятельным, нужно еще и в органах отечеству послужить и тем самым получить право на произвольное перераспределение собственности.
Роль правительства по сравнению с 2001 годом снизилась, хотя и не столь существенно: давно известно, что настоящая политика, как и в советские времена, формируется в бермудском треугольнике "Кремль - Старая площадь – Лубянка", а не на Краснопресненской набережной.
А вот прокуратура подросла со скоростью президента: политизация деятельности этой замечательной структуры не осталась незамеченной. И это при том, что в ситуации, когда у органов прокуратуры отбирают следствие, ее собственно профессиональная роль по сравнению с прежними временами снижается. Но экстравагантное поведение ее прежнего руководства в лице Устинова и (Ильича) Колесникова, а также нынешние попытки подменить МИД в конкуренции со Скотленд-Ярдом нашли отражение в массовом сознании.
Роль церкви тоже растет, хотя и оценивается в течение семи лет наблюдений приблизительно вокруг коэффициента 3. Очевидно, для граждан не до конца ясна политическая роль церкви, сращивающейся с государством, играющей все большую роль в бизнесе, претендующей на воцерковление душ детей. К тому же значительная часть населения (около 15%, по данным того же Левада-Центра) все еще склонна верить в масонский заговор, поэтому не слишком внимательно относится к экспансии церкви на светскую территорию. Но понимание непременно придет, и мы еще станем свидетелями быстрого роста коэффициента влияния церкви, все большую роль играющей в освящении деятельности хозяев жизни – президента, спецслужб и перераспределителей миллиардных состояний.
Роль "опущенных" губернаторов, директоров крупных предприятий в глазах населения падает. Роль парламента, политических партий, профсоюзов остается стабильно низкой – надо ли говорить о причинах? Судебные органы немного поднялись – очевидно, на общей силовой волне. Что, впрочем, не позволило им подняться выше середины турнирной таблицы: в российском массовом сознании суд традиционно занимает скорее служебное положение по отношению к спецслужбам и прокуратуре.
Понимание, как гласит один рекламный слоган, приходит с опытом. Российский народ, при всех его специфических недостатках, по крайней мере разобрался с тем, кто правит им в период "стабильности". Впрочем, я бы на месте всех вышеперечисленных следственных и не следственных органов, составивших вертикаль власти, не почивал на лаврах. Ведь власть – это еще и ответственность. Президенту, силовикам и привластненным "финансистам" придется в среднесрочной перспективе ответить за все последствия "эпохи стабильности" для экономической, политической и социальной жизни страны.
Статьи по теме
ЕдРеная демократия
Нам говорят, что явка на выборах не уменьшается, что люди все равно проголосуют за партию власти. Только при этом никто не оценивает базовый мотив голосования на федеральных выборах: "Получите мой голос - и отвяжитесь! У вас своя страна, у меня своя". Путин уже давно не президент надежд. Он президент усталости, апатии и безразличия.
План Путина
Для меня очевидно: в России воспроизведен традиционный механизм власти в его сталинском варианте. Он облагорожен современным фасадом, очищен от коммунистической идеологии, но суть его осталась прежней. Кстати, Сталин в гораздо большей степени русский националист и великодержавник, чем коммунист, вот почему именно он, а не Ленин так популярен сегодня в России. Сталинская власть - апофеоз традиционной российской государственности.
Луговой - наш президент
Не здесь ли таится гениальное решение грозящей расколом элиты проблемы наследника? Если сравнить двух потенциальных кандидатов - Лугового-2007 и Путина-1999, то бросаются в глаза удивительные совпадения.
Воцерковленная Россия
XI Всемирный русский народный собор (ВРНС), прошедший на днях в Москве, продвинул Русскую православную церковь (РПЦ) еще на несколько шагов по пути сближения с государством и монополизации и национализации душ.