Академик Кайбышев в суде не признал свою вину
Верховный суд Башкирии приступил к допросу академика Оскара Кайбышева, обвиняемого в незаконном экспорте двойных технологий. Как передает Интерфакс, ученый не признал приведенные следствием доказательства достаточными для его обвинения.
"Допрос Кайбышева продолжался около двух часов, сам подсудимый категорически отрицал свою вину", - сообщил помощник председателя Верховного суда Башкирии Махмут Хужин.
Ранее суд рассмотрел ходатайства защиты о признании недопустимыми ряда доказательств, полученных в ходе следствия. Из поданных 23 ходатайств суд удовлетворил лишь три.
Защита, в частности, утверждала, что под видом осмотра личных вещей в уфимском аэропорту, фактически был проведен незаконный обыск граждан Республики Кореи, у которых при этом была обнаружена и изъята документация без соответствующего постановления.
Также защита настаивала на незаконности допроса в ходе предварительного следствия этих граждан Республики Корея, поскольку он проводился не на их родном языке, а также показаний некоторых свидетелей, которым якобы было предложено подписать уже готовый текст. Предъявлены претензии также к судебно-бухгалтерским документам, качеству перевода 525-страничной документации с английского языка на русский и ряд других замечаний.
Хужин отметил, что в настоящее время исследование доказательств со стороны защиты подсудимого завершено. "Стороны процесса попросили время для того, чтобы подготовить и внести свои дополнения по делу до суда, что и было удовлетворено", - сказал он.
Судебный процесс проходит в закрытом режиме. Следующее заседание суда состоится 16 июня. На нем планируется по ходатайству гособвинения повторно заслушать показания двух оперативных сотрудников УФСБ, участвовавших в предварительном следствии и ранее уже дававших показания в суде, передает ИТАР-ТАСС. Директор НИИ проблем сверхпластичности металлов академик Оскар Кайбышев обвиняется в незаконной передаче представителям иностранной компании материалов, технологий и научно- технической информации двойного назначения. Эти данные, полагает обвинение, могут быть использованы при создании вооружения и военной техники. Кроме того, ученому предъявлено обвинение по статьям о злоупотреблении должностными полномочиями, присвоении средств в особо крупном размере, а также об использовании подложных документов.
Дело против академика было заведено после того, как сотрудники ФСБ изъяли у вылетавшей из Уфы южнокорейской делегации техническую документацию на 500 листах и нескольких компакт-дисках. Выяснилось, что документы, в соответствии с условиями договора, передал сотрудникам южнокорейской фирмы "АСА Ко Лтд" уфимский Институт проблем сверхпластичности металлов.
Как утверждают в учреждении, "материалы предназначались для усовершенствования технологий при изготовлении литых колесных дисков для автомобилей". Однако экспертиза УФСБ пришла к заключению, что эта информация могла быть использована для производства ракет и оружия.
Если вина ученого будет доказана, ему может грозить лишение свободы на срок до 10 лет.
Справка
Кайбышев Оскар Акрамович
Кайбышев Оскар Акрамович родился 28 марта 1939 года в Москве. Окончил Московский институт стали и сплавов (1962) по специальности "физика металлов", защитил диссертации на соискание степени кандидата технических наук (1967) и доктора технических наук (1974), является выдающимся специалистом в области физики прочности и пластичности, конструкционных материалов, технологии проблем формообразования материалов.
Создатель и руководитель всемирно признанной научной школы по теоретическому и экспериментальному исследованию физической природы явлений, связанных со сверхпластической деформацией металлов и сплавов. В ноябре 1986 года основал Институт проблем сверхпластичности металлов (ИПСМ) Российской академии наук. Институт не зависел от госфинансирования. В начале 2000 года его годовой оборот составлял 1 миллион долларов.
С 1991 по 1995 годы Кайбышев занимал пост президента Академии наук Башкортостана.
Источник: "Новая газета"
Дословно
Алексей Зеликман
Судья исключил из списка доказательств вины подсудимого два из 23 оспариваемых защитой пунктов, полученных, по нашему мнению, с нарушением требования уголовно-процессуального кодекса.
Интерфакс, 16.06.2006