Сын Оскара Кайбышева: Отца пытались убить
Сотрудники ФСБ пытались убить уфимского физика Оскара Кайбышева, которого обвиняют в незаконной продаже за рубеж секретных технологий. Такое заявление сделал во вторник на пресс-конференции его сын Руслан Кайбышев, сообщает корреспондент Граней.Ру.
Ученый находится сейчас в больнице, поступил в реанимацию с диагнозом "отек легких". Причиной этого стала аллергическая реакция, которую, по мнению сына Кайбышева, намеренно вызвали сотрудники спецслужб.
По словам Кайбышева, его отца вызвали для ознакомления с обвинительным заключением, на которое наложен гриф секретности, в здание ФСБ. В комнате, куда ему пришлось приходить в течение нескольких дней, хранились 400 кг марихуаны, о чем сотрудники ФСБ прямо сказали Кайбышеву.
"После этих посещений он плохо себя почувствовал и был срочно госпитализирован в больницу с диагнозом "отек легких", - сказал Руслан Кайбышев. - Он в любую минуту мог умереть. Отек легких был вызван аллергической реакцией на наркотики". Кайбышев отметил, что медицинского заключения его семья еще не получила.
Кроме того он сообщил, что следователь ФСБ пытался заставить Кайбышева признать свою вину в обмен на сокращение срока лишения свободы, который ему назначит суд. "Прокурор открытым текстом сделал ему предложение: если Кайбышев признает свою вину, то отсидит 4,5 года, а если не сознается, то получит 10 лет", - сказал сын обвиняемого.
Адвокат Кайбышева Юрий Гервис, в свою очередь, рассказал, что следствие пытается изменить его подзащитному меру пресечения с подписки о невыезде на содержание под стражей. ФСБ объявняет свое ходатайство тем, что обвиняемый скрылся от суда, тогда как он был в больнице.
Рассмотрение уголовного дела Оскара Кайбышева Верховный суд Башкирии начал в минувшую среду. В связи с тем, что подсудимый находится в больнице, заседание было отложено до 24 октября. По требованию башкирского управления ФСБ процесс проходит в закрытом режиме.
Уголовное дело в отношении директора уфимского Института проблем сверхпластичности металлов было возбуждено в марте 2003 года. В январе 2005 года спецслужбы предъявили ему обвинение в незаконном экспорте технологий в Южную Корею, разглашении государственной тайны, подделке документов и присвоении или растрате. В марте 2005 года обвинение в нарушении гостайны было снято.
В свою очередь сам Кайбышев утверждает, что переданные им южнокорейской фирме ASA технологии не являлись секретными, а договора заключались с одобрения министерства экономического развития и торговли России и под контролем спецслужб.
В процессе расследования ученый был отстранен от руководства институтом. Если его вина будет доказана, ему грозит до 10 лет лишения свободы.
Справка
Кайбышев Оскар Акрамович
Кайбышев Оскар Акрамович родился 28 марта 1939 года в Москве. Окончил Московский институт стали и сплавов (1962) по специальности "физика металлов", защитил диссертации на соискание степени кандидата технических наук (1967) и доктора технических наук (1974), является выдающимся специалистом в области физики прочности и пластичности, конструкционных материалов, технологии проблем формообразования материалов.
Создатель и руководитель всемирно признанной научной школы по теоретическому и экспериментальному исследованию физической природы явлений, связанных со сверхпластической деформацией металлов и сплавов. В ноябре 1986 года основал Институт проблем сверхпластичности металлов (ИПСМ) Российской академии наук. Институт не зависел от госфинансирования. В начале 2000 года его годовой оборот составлял 1 миллион долларов.
С 1991 по 1995 годы Кайбышев занимал пост президента Академии наук Башкортостана.
Источник: "Новая газета"
Дословно
Юрий Гервис
Предварительные слушания по делу Оскара Кайбышева пройдут 24 октября. После этого мы можем ходатайствовать о переносе дела на рассмотрение в другой регион. Мы будем об этом заявлять в Верховный суд, потому что только он может разрешить перенос дела. Прецидента подобный был в деле Сутягина, когда дело из Калужского суда перешло в Мосгорсуд, но тогда это сделал не Верховный суд, а следственные органы ФСБ.
12 октября прошли предварительные слушания об изменении меры пресечения Оскару Кайбышеву. Прокуратура ратовала за то, чтобы переквалифицировать меру пресечения с подписки о невыезде на заключение под стражу из-за того, что он скрывается от суда. При этом всем известно, что ученый находится в больнице на волосок от смерти.
Пресс-конференция, 18.10.2005
Руслан Кайбышев
В конце августа 2005 года мой отец получил обвинительное заключение. Оно оказалось засекреченным, и отца пригласили знакомиться с ним в здание ФСБ, причем в комнате, где находилось 400 килограммов наркотиков, изъятых эфэсбэшниками. Отцу показалось странным, что его поместили в комнату, где находились мешки, и он спросил, что в них находится. Ему честно ответили, что марихуана.
Из-за секретности обвинительного заключения отцу пришлось в течение нескольких дней приходить в эту комнату. После этих посещений он плохо себя почувствовал и был срочно госпитализирован в больницу с диагнозом "отек легких". Он в любую минуту мог умереть. Отек легких был вызван аллергической реакцией на наркотики. Зачем ФСБ поместила моего отца в комнату с марихуаной? Я считаю, что таким образом они пытались избавиться от человека: нет человека - нет проблемы. Но заключения врачей мы еще не получили.
А неделю назад отец был вызван в здание ФСБ на беседу с прокурором. Прокурор открытым текстом сделал ему предложение: если Кайбышев признает свою вину, то отсидит 4,5 года, а если не сознается, то получит 10 лет.
Объективного расследования дела Кайбышева в Башкирии не было и не будет. Только перенос рассмотрения дела на другую территорию позволит надеяться на объективность.
Пресс-конференция, 18.10.2005
Оскар Кайбышев
Я объясняю это (свое уголовное преследование. - Ред.) банальными, но тревожными тенденциями в современной России. Специальные службы сейчас нередко озабочены отслеживанием денежных потоков и не прочь участвовать в переделе собственности. Ведь у нас в Уфе еще десять институтов, но они пришли именно к нам. Просто наш институт сумел стать экономически независимым. Мы были одним из крупнейших налогоплательщиков, зарабатывали по миллиону долларов в год плюс гранты...
...Меня шантажировал бывший партнер нашего института - коммерсант Дмитрий Глухов, которого, как выяснилось, интересовали доходы от продажи наших патентов... Глухов говорил мне, что если я ему не уступлю, то он натравит на меня ФСБ.
...Если такие уголовные дела, как мое, станут нормой, то никакими высокими технологиями наши ученые заниматься просто не смогут, а государство потеряет миллиарды.
"Новая газета", 25.04.2005