Экология
В блогах
Химки: подробности скандала
Вчерашний скандал с силовым разгоном экологов, незаконным задержанием и попыткой суда над ними сегодня получит продолжение.
Несмотря на то что Химкинский суд вчера оправдал Ярослава Никитенко и освободил остальных задержанных, химкинская полиция вчера ночью вручила Евгении Чириковой предписание снова явиться в суд по адресу Спартаковская ул., д.1. Евгении вчера не выдали на руки копию протокола задержания, поэтому есть опасность его подчистки и фальсификации.
Хотя данное предписание является абсолютно незаконным, Евгения намерена сегодня прийти в суд, чтобы еще раз публично предать огласке факты произошедшего вчера беззакония.
Выяснилось, что у подполковника, давшего команду на силовое задержание экологов, было на руках разрешение, выданное компании "Теплотехник". Оно разрешало лишь уборку прошлогодних порубочных остатков - в то время как в реальности шла масштабная валка леса с помощью харвестеров. Таким образом, милиция не только проигнорировала реальное правонарушение, но и грубо задержала людей, указывавших ей на совершаемое преступление.
Вчера после суда задержанные активисты обратились за медицинской помощью, у них зафиксированы телесные повреждения. Кроме того, милиция незаконно изьяла у Ярослава Никитенко айфон и не вернула после того, как Ярослав был оправдан.
Против ввоза ядерных отходов
На днях активисты партии «Другая Россия» совместно с экологами из «Живого Утриша» осадили здание госкорпорации Росатом. Пришли в конце рабочего дня, встали у выхода, скандировали лозунги и раздавали листовки, разбегавшимся после рабочего дня сотрудникам. Случилось это сразу после сообщения японской стороны о том, что авария на «Фукусиме-1» сопоставима с чернобыльской.
Акция была проведена во исполнение партийной программы, в которой имеется пункт «Экология». Он короткий, всего два предложения (вся программа «ДР» умещается на одном листе, ибо словоблудие нам не свойственно): «Будем развивать экологически чистые технологии, субсидировать исследования по поиску новых источников энергии. Ввоз в Россию ядерных отходов из других стран будет запрещен».
То есть основной претензией «Другой России» является существующая практика ввоза в страну «чужих» ядерных отходов с их последующей переработкой и вечным хранением уже на нашей территории. Если кто не знает, объясню чуть подробнее.
В результате функционирования ядерных объектов как мирного, гражданского, так и военного назначения накапливаются радиоактивные отходы, которые требуют утилизации и хранения. Для этого используются специальные мощности – заводы и хранилища. Каждая страна, в свое время сделавшая ставку на ядерную энергетику, имеет такие мощности.
Однако со временем богатым странам стало ясно, что проще и безопаснее вывозить свои отходы к соседу и платить ему за это. Они готовы были даже лишить собственных граждан работы на объектах по переработке и пойти на определенные убытки, лишь бы не иметь в своем доме ядерного хлама. Тем более такой сосед, готовый за мзду принять чужой хлам, нашелся – это Россия.
С тех пор по контрактам с Росатомом тысячи тонн радиоактивных отходов ввозится морем в нашу страну. Железной дорогой они отправляются в Красноярск, Челябинск и другие места переработки. Там и остаются навечно, а Росатом неплохо зарабатывает на этом.
Нас, «Другую Россию», это не устраивает. Мы считаем это недопустимым по двум причинам. Во-первых, по экологическим – это опасно для последующих поколений. А во-вторых, по политическим и, если хотите, человеческим.
Для понимания второго аспекта приведу бытовую аналогию. Предположим, вы живете в коммунальной квартире, где у каждой семьи свое мусорное ведро. И вот ваш сосед предложит вам регулярно выносить вместе со своим еще и его ведро с мусором. Естественно, не просто так, а, например, за сто рублей. Вы согласитесь? Думаю, что нет. Тот же, кто пойдет на такой шаг, будет, конечно, получать компенсацию за свои усилия, однако характер отношений между ним и соседом немедленно изменится. Такой человек немедленно превратится в обслугу, в подчиненного. Его роль будет унизительна. Он тот, кто выносит чужой мусор. Уборщик.
Так вот, мы в «Другой России» не хотим для своей страны такой роли. Мы идеалисты и не верим, что деньги решают все. Хотите зарабатывать? Отлично, зарабатывайте, но не путем унижения страны и риска для своих граждан. Лозунг «Россия - всё, остальное ничто!» безусловно гипербола, но первая его часть для нас священна.
Химлес продают с молотка
Пока пресс-служба Минприроды занимается распространением невероятной лжи о 700 гектарах компенсаций вырубки Химкинского леса, "деловые люди" заняты вполне реальной распродажей земель Химкинского леса вдоль будущей трассы. Вот такое объявление, например, появилось недавно на сайте ХимкиЛэнд
Любому знакомому с местностью ясно, что речь идет о продаже участка Химкинского леса, включая часть дубравы, прямо над родником Святого Георгия, со стороны Старбеевского шоссе. Цель продажи - "размещение общественно-деловых объектов" - недвусмысленно предполагает вырубку деревьев, включая дубы возрастом более 100 лет. Родник оказывается зажатым между, с одной стороны, новым шоссе, с другой - планируемым "общественно-деловым объектом".
(Фото и видео)
Химки: давление продолжается
Сегодня утром мы пришли отстаивать станцию Юннатов - и ко мне сразу же подошли некие сотрудники и вручили повестку о приводе на допрос. Я попросил их предъявить свои удостоверения, они предъявили – это оказались сотрудники Химкинского ОБОПа. В повестке написано, что доставить меня поручено именно ОБОПу.
Я был допрошен по делу о муляже бомбы на станции Юннатов, который был обнаружен в феврале. Допрос продолжался чуть меньше двух часов, но не был завершен. Сотрудница, которая меня допрашивала, сказала, что у нее сегодня много людей и что она не ожидала, что меня доставят именно сегодня. Так что завтра в 10 утра я снова должен явиться.
После этого я вернулся на Юннатку и увидел, что Жене Чириковой также вручили повестку о приводе на допрос. Спросили, когда ей удобнее подъехать. Меня не спрашивали.
Фактически вызовы на допрос без предварительного согласования - это метод блокирования наших действий. Химкинском милиция, вместо того чтобы остановить работы на Юннатке, захватывает тех, кто эту станцию защищает от застройки. А ведь, напомню, еще не окончен судебный процесс по строительству на станции Юннатов - как раз завтра в 11.00 в Химкинском суде пройдет судебное заседание.
Сейчас мы находимся на станции Юннатов, здесь стоит трактор, но никто сейчас ничего не пилит, рабочие куда-то ушли, никого нет. Здесь достаточно людей, сейчас мы проведем собрание, посоветуемся и решим, как дальше поступать.
О ситуации на "Фукусиме"
Последние два известия с «Фукусимы» наводят на грустные размышления. Во-первых, я говорю об ошибке на несколько порядков в уровне радиационного загрязнения воды, что потом было опровергнуто с извинениями. Во-вторых, речь о переоблучении и радиационных ожогах у аварийной смены.
Дело в том, что переоблучился там народ, потому что работал в радиоактивной воде по щиколотку. Ясно, что эта вода смыла все радиоактивные осадки на поверхностях помещений, которые там были. Ясно, что это просто радиоактивная вода из контуров реактора. Ясно, что раз использовали морскую воду, а не дистиллированную, то шло активное выщелачивание, в частности, радиоактивных элементов.
Я был знаком с людьми, проводившими радиационные разведки под чернобыльским четвертым блоком в первые дни после аварии. Они получили трехзначное число рентген, но в дальнейшем нормально жили и работали, потому что они были там в защитных костюмах. В частности, в бахилах от комплекта ОЗК – общевойскового защитного комплекта, который всегда используется в таких условиях. Ведь ясно же, что если есть хоть немного воды, то она может попасть на кожу. Если вода с бета-излучателями попадает на кожу, возникает лучевой ожог. Бета-излучение не обладает большой проникающей силой и не может проникнуть глубоко, но может обжечь.
Соответственно, если там есть вода, то в ней не нужно работать, как на рисовых полях, в японских сандалиях гэта и не нужно использовать бахилы вроде тех, что дают на входе в поликлинику. Это должно быть то, что теперь народ использует для зимней рыбалки, то есть тот самый ОЗК. Как, собственно, работали на разных авариях в Советском Союзе.
То, что аварийную бригаду допустили к работе, не снарядив должным образом, показывает, что тамошний менеджмент имеет очень слабое представление о том, что такое атомная станция и что такое авария в этой отрасли. Ошибка на несколько порядков в уровне радиационного загрязнения, вранье начальства в первые дни после аварии - это заставляет вспомнить о социализме, о партийных начальниках, которые в первые дни после чернобыльской аварии стремились не сообщать о последствиях - сами, впрочем, не понимая этих последствий. Оказывается, менеджеры с дипломами МВА могут быть столь же некомпетентными и последствия их действий могут быть столь же тяжелыми.
Сообщение о том, что первый взрыв водорода на одном из блоков был связан с утечкой водорода, охлаждающего турбогенератор, сразу вызвало сомнения. Потому что если бы мы посмотрели на сам блок после взрыва, мы бы увидели, что сорвало все конструкции верхнего строения над защитной оболочкой. Взрыв был внутри, а не в машинном зале, куда мог утечь водород из турбин. Потом появились космические снимки станции, и было видно, что крыша машинного зала и сам машинный зал в порядке. То есть там взрыва не было. Вранье было очевидное и легко раскрываемое.
Это, конечно, не идет в сравнение с тем, что украинское начальство докладывало – что, мол, что четвертый блок в порядке и работает. Это чуть меньшее лукавство, потому что выход радиации существенно меньше. Но это какое-то бессмысленное вранье, которое вскрывается за несколько часов в условиях нынешней буквальной прозрачности: когда облаков нет, видно, что творится над "Фукусимой".
До нас это не дошло, но в Японии, когда стало ясно, что водород вышел из контура ядерного ректора, распространяли слух, что это на каких-то заглушках, выполненных из платины, пошло разложение воды на водород и кислород. Но никаких клапанов с таким количеством платины и так разогретых, чтобы воду разлагать на водород и кислород, на станции не было. То есть еще одна ложь, непонятно кем запущенная, наивная, потому что также разоблачается в течение нескольких часов.
Ясно, что все это не есть ложь персонала. Управляющая компания, которая рассматривала ядерный реактор как некий паровой котел, из которого идет пар, крутящий турбину, думала, что с ним ничего не случится. Но по выходу водорода можно было сделать точное заключение о начальном этапе аварии, такая ложь была не только ложью, но и признанием в собственной некомпетентности.
Началась международная кампания за выход Vinci из проекта трассы Москва-Петербург
29 марта 2011 года стартовала международная компания за выход французской компании Vinci из проекта трассы Москва-Петербург, участок 15-58 км. Согласно этому проекту Химкинский лес будет практически уничтожен в силу раздробления на множество несвязанных фрагментов. Огромный ущерб также наносится защитным лесам Солнечногорского района вдоль реки Клязьмы. Этот ущерб не оправдан ничем кроме желания лоббистов проекта использовать возможность захвата лесных земель под строительство, выплачивая лишь символическую компенсацию около ста евро за гектар.
Как показала независимая экологическая экспертиза, существует множество альтернативных (и лучших!) вариантов решения транспортной проблемы, не наносящих неприемлемого ущерба окружающей среде.
После отказа ведущих международных банков участвовать в этой затее единственной публичной западной компанией в проекте остается французский строительный концерн Vinci. Несмотря на неоднократные предупреждения российских и зарубежных экологов, эта компания не только не вышла из проекта, но, судя по действиям Торгово-промышленной палаты Франции, активно лоббировала скорейшее возобновление строительства через Химкинский лес. После того как в декабре 2010 года президент Медведев продемонстрировал нежелание (или неспособность?) противостоять лоббизму, усилия экологов были сконцентрированы в том числе на мобилизации потенциала международных экологических и правозащитных организаций.
Что горит на "Фукусиме"
Сейчас над четвертым блоком АЭС «Фукусима» поднимается черный дым в отличие от белого дыма, то есть пара, выходившего из реакторных блоков в предыдущие дни. Наиболее вероятный источник этого дыма – пожар, вызванный коротким замыканием.
В первый момент после цунами от станции было отключено внешнее электроснабжение. При аварии, то есть прежде всего при взрывах, которые там были, очевидным образом была повреждена электропроводка. А электропроводки на такого рода объектах очень много.
В последующие дни станцию заливали морской водой за неимением другой. Морская вода – это электролит, который в том случае, если изоляция где-то нарушена, увеличивает возможность короткого замыкания. И вот на днях к станции снова подвели высоковольтное электроснабжение. При этом есть опасность короткого замыкания и пожара. Черный цвет дыма указывает на горение органики. Вероятно, происходит горение в кабельных трассах, в кабельных колодцах. Примеров такого рода пожаров на атомных станциях при значительно менее серьезных авариях более чем достаточно.
Прежде чем подводить туда высоковольтный кабель, нужно было по идее прозвонить все электрические цепи на предмет короткого замыкания, но это очень трудно. Либо надо было отключить все лишнее – но на это тоже потребовалось бы много времени и труда, а тут требовалось как можно скорее подключить питание для насосов для охлаждения реактора. Так что скорее всего эти предварительные процедуры выполнены не были.
Кроме того, сама по себе подача воды могла где-то поднять уровень воды и выдать короткое замыкание в кабельном колодце. То есть прядь кабелей опускается в воду, где-то на поверхности происходит короткое замыкание, начинает гореть изоляция, дальше горит вся прядь. Это первое, что приходит в голову при таком сценарии аварии. Чтобы точно определить, что происходит, надо сунуть в этот дым дозиметр, чего никто сейчас делать не будет. Ясно одно: из реактора, где горячо настолько, что сгорает практически все, где нет горючих материалов, должен идти радиоактивный пар, но не черный дым.
Редкий шанс Медведева
В прошлую пятницу Людмила Алексеева инициировала на Совете при президенте по развитию гражданского общества и правам человека сбор подписей в защиту Химкинского леса и активистов, которые его защищают. Вчера это обращение было передано вечером лично Медведеву главой совета Михаилом Федотовым.
Под обращением подписались все члены совета кроме одного, как сказала Людмила Михайловна. Президент это обращение принял и сказал, что поручит с ним разобраться.
Текст обращения посвящен двум основным моментам – Химкинскому лесу и людям, которые его защищают. В нем говорится и о том, что на прошлой неделе фактически шли наезды с помощью наших правоохранительных органов на бизнес Евгении Чириковой и ее мужа. Понятно, что в нашей стране это может обернуться уголовным делом, как это было с Ходорковским. До этого были наезды органов опеки – давление на Чирикову через детей. И кроме того, в тексте есть напоминание президенту, что 1 февраля ему были переданы результаты независимой экспертизы, содержащие альтернативные варианты прохождения трассы, не уничтожающие Химкинский лес и гораздо лучшие с транспортной точки зрения.
От себя я хотел бы добавить, что именно сейчас у президента есть реальная возможность все изменить. В прошлую пятницу представитель «Автодора» Сергей Кельбах заявил о подписании сенсационного соглашение с компанией «Винси» по поводу трассы Москва–Петербург. Но пока не подписано дополнительное соглашение, без которого строительство не может начаться.
Время есть – соглашение должно быть подписано 15-20 апреля. Следует пересмотреть проект и не подписывать соглашение по старому проекту. Выбор нового маршрута приведет к гораздо большим выгодам с социальной, транспортной и экологической точек зрения. Кроме того, удастся привлечь иностранные инвестиции. Мы надеемся на мудрое решение президента.
Встреча с вице-президентом США
Встреча с вице-президентом США Джозефом Байденом у нас получилась очень содержательная. Начали с приятного - с награждения. Он вручил мне совершенно замечательную награду, которая называется Woman of Courage Award. Ее фото я в твиттер выложила. Это очень здорово, потому что всего десять женщин в мире ее имеют в этом году.
Ну и, конечно, нам удалось с ним поговорить. Разговор был легкий, потому что он в курсе всего оказался. До встречи мне удалось передать ему через помощников общественную экологическую экспертизу трассы Москва-Петербург (у нас на сайте можно ознакомиться с тем, что мы передали Байдену).
Я знала, что сегодня у Байдена будет встреча с Путиным, меня предупредили об этом - встреча была очень хорошо подготовлена. Я попросила Байдена задать Путину вопрос: зачем реализовывать проект трассы Москва-Петербург через Химкинский лес, если есть альтернативный вариант, который не требует его уничтожения и более дешев?
Кроме того, я попросила Байдена ввести санкции в отношении коррупционеров по этому проекту, в том числе министра транспорта Левитина, против которого мы начали кампанию (она стартует 15 марта в 15 часов).
Байден сказал, что поднимет мой вопрос на встрече с Путиным, а насчет санкций обещал подумать.
Собственно говоря, встречей я очень довольна. Удалось переговорить о нашей проблеме на очень высоком уровне, удалось озвучить то, что есть альтернатива, которая намного лучше коррупционной, и то, что выбранный коррупционный вариант, который пытаются реализовать, наихудший из всех. Это теперь знают в верхах, и по крайней мере достоянием общественности стало то, что Владимир Владимирович стоит за коррупционным вариантом прокладки трассы. Это очень важно.
Поскольку я не являюсь политиком, я не знаю, чего ждать от таких встреч. Но я рассчитываю, что все-таки у наших политиков хватит ума, видя что весь мир следит за тем, как они реализовывают коррупционный проект, отказаться от этого. Я на это сильно рассчитываю. Как они это сделают, что им для этого надо - я не знаю.