статья Мертвецы получили возможность лично обвинять своих убийц в суде

Максим Борисов, 05.08.2003
Модели с сайта www.mpi-sb.mpg.de/resources/FAM/

Модели с сайта www.mpi-sb.mpg.de/resources/FAM/

Реконструкции внешнего облика жертв преступлений по найденным скелетам (а также, вероятно, и исторических деятелей, останки которых обнаружены в ходе археологических раскопок) в самое ближайшее время станут не только гораздо оперативнее, но и более жизнеподобными. Новая программа, использующая трехмерную графику, не только ускоряет кропотливый процесс воссоздания лиц по сохранившимся черепам, но также позволяет мертвецам довольно реалистично изображать эмоции - хмуриться или улыбаться.

Ныне, когда полиция находит скелет или череп, находку отправляют художникам-криминалистам, чтобы выяснить, как этот человек мог выглядеть при жизни. Специалист делает гипсовый слепок и покрывает остов слоями глины, имитирующей человеческую плоть. Толщина этих слоев лицевых мускулов и кожи наращивается согласно стандартным таблицам - диаграммам толщины тканей (в нашей стране пионером подобного метода был знаменитый археолог, антрополог и скульптор Михаил Герасимов (1907- 1970)). Это данные, собранные за десятилетия точных измерений, описывают типовую толщину плоти различных участков на черепе, таких как щеки или подбородок. Эти числа зависят от этнической принадлежности умершего, его пола, возраста и типа телосложения.

Это весьма продолжительный и трудоемкий процесс, который может длиться неделями. И даже после его завершения полиция обычно получает только одну статичную скульптуру, по которой сложно вести опознание - главным образом потому, что полученный результат не выказывает никаких человеческих эмоций. "Это слишком сложно для художника, - объясняет Тодд Мэттьюс (Todd Matthews) из Организации судебно-медицинских экспертов, занимающихся идентификацией неопознанных тел. - Такой специалист не может придать модели узнаваемую индивидуальность, присущую реальному живому человеку, и опознание усложняется".

Теперь Коля Кэлер (Kolja Kähler) и Йорг Хабер (Jörg Haber) из германского Института информатики имени Макса Планка (Max-Planck-Institut für Informatik) в Саарбрюккене вместе с коллегами разработали программу, которая способна быстро реконструировать лицо по черепу и придать полученному результату немного индивидуальности.

Вначале сканируется сам череп и создается его трехмерная компьютерная модель. Затем идентифицируют те участки черепа, для которых известна толщина тканей. Модель автоматически снабжается поправками на этническую принадлежность, пол и т.д. Самая большая хитрость - в том, чтобы реалистично оживить восстановленное лицо. Для этого исследователи создают виртуальную модель головы, которая оживляется путем совместной "работы" 24 мимических мышц, ответственных за наши эмоции.

Хабер говорит, что их система даже позволяет синхронизировать речь с соответствующей мультипликацией в реальном времени, однако сомневается, что это будет полезно для судебной идентификации, потому что может смутить людей. Но другие возможности программы поистине бесценны для судебных экспертов: можно, например, быстро поменять тип телосложения и посмотреть, как выглядит портрет при условии, если "клиент" страдал ожирением или был, наоборот, худощав. В обычных условиях это заняло бы недели. Можно также рассмотреть восстановленное по черепу лицо при различных типах освещения, а в перспективе - менять прически, цвет, тип кожи и пр.

Источники:
Animation lets murder victims have final say - New Scientist
Facial Animation and Modeling - Max-Planck-Institut für Informatik

Ссылка:
Человек, воссоздавший прошлое - "Первое сентября"

Максим Борисов, 05.08.2003


новость Новости по теме