статья И никакого распознавания речи

Анастасия Грызунова, 29.12.2001

Посвящается некоему Brento, который в форуме Slashdot при обсуждении статьи "20 факторов, которые изменят ПК в 2002 году", опубликованной в CNN, сказал следующее: "Я не стал утруждать себя чтением остальных Гениальных Футуристических Идей, но если там журналисты, которые говорят про распознавание речи, это не есть статья, которую я буду читать".

www-bookstore.usc.edu Распознавания речи в 2002 году вы не получите, ясно вам?

Зато - ах, сколько увлекательного нас ждет (здесь надо похлопать ресницами, наверное, - о черт), и мы будем удивляться, все время удивляться, все больше, пока не лопнем, черт бы нас побрал, от удивления или ресницы не отклеются наконец, потому что они достали уже, но во всяком случае нам будет чем забить мозг, желающий ахать и восклицать (поскольку друг другом восхищаться мы уже давно не можем, и, знаете, я смотрю вокруг - и как раз это обстоятельство меня почему-то совсем не удивляет).

Технологии, довольно похрюкивая, топают вперед семимильными шагами (меня никогда не возьмут писать пресс-релизы - я думаю, это скорее хорошо), а мы - вприпрыжку за ними - за технологиями, я хочу сказать, и только головой лихорадочно вертим, потому что топают они в какую-то подозрительную сторону, мы тут еще не были, и вот эта тьма за углом мне, например, категорически не нравится.

Меня туда заведут, отравят и скажут потом "Кошель? Мне кажется, у тебя с собой ничего не было. И вовсе не нужно такие рожи корчить. Ты ведь не думаешь, что я его взял, правда?" И уйду я оттуда, еле волоча ноги, лишившись своей сугубо частной жизни, ее тайны, и потом еще несколько лет буду безуспешно вычищать cookies, застрявшие в евстахиевой трубе. В общем, мне, например, совсем не нравится в эту сторону, но выбора-то нет, они топают туда.

И между прочим, там нету никакого распознавания речи.

А если серьезно - ну, если то есть хотя бы попробовать серьезно, то там масса такого, что займет мозг не на один час, не на один год. Не планировали учить китайский? Нет? А может, стоит? Вы подумайте. Занятие то еще, голос садится и хрипит, как заезженный винил, но может оказаться полезно. Потому что есть, к примеру, мнение, что к 2007 году английского вам будет явно не хватать - ну, не в 2002 году, но 2007 - это тоже очень скоро. По данным IDC, сейчас пять самых распространенных на вебе языков (среднеарифметическое по всему миру) - английский, японский, немецкий, испанский и французский. Однако же китайцы набирают обороты. За учебники, а?

Однако по-прежнему ни малейшего распознавания речи. Даже китайской.

Или вот, к примеру, - медленная смерть под куполом цирка - куда ты делся, IRC? Собственно, никуда не делся, все время тут, только народу все меньше, а атак denial-of-service - все больше, потому что IRC - та самая утопия, сожранная коммерцией, потому что IRC много лет, и он неспособен защищаться, и вот уже администратор старейшего IRC-сервера в Колорадском университете (irc.colorado.edu) объявляет о закрытии, потому что провайдерам IRC интересен разве что как ностальгический штрих, ресурсов требует немного (пока не начались DDoS-атаки), где-то там бубнят какие-то разговоры, и случаются даже редкие попытки разнообразить этот сплошной текст, ввести картинки хотя бы или неубедительно защитить от прослушивания, это мило, конечно, мило, но специально работать над защитой? Отлавливать болванов, устраивающих атаки? Себе дороже. Все равно умрет рано или поздно. Может, не в 2002 году. Будем надеяться, что не в 2002 году.

И заметьте себе - все еще ни капли распознавания речи.

Я хотела бы посмотреть в глаза спаммеру, который прислал мне письмо, начинавшееся словами: "Джулия мне сказала, что у тебя маленький пенис". Я хотела бы подробно побеседовать с этим человеком о размерах моего пениса. Мне кажется, это его развлечет. Кстати, он давно не писал. Я беспокоюсь. Я соскучилась! Мне есть что сказать насчет размеров пениса, а его собратья, к сожалению, по большей части не изобретательны. И это не есть хорошо. Потому что газета Korea Times, к примеру, сообщает, что, по подсчетам компании Emforce, каждый пользователь в Южной Корее получает в среднем 1613 спаммерских сообщений в год. Что означает, с одной стороны, совсем не страшные четыре с половиной письма в день, но с другой - ежегодно 38,9 миллиарда писем, рассылаемых по всей стране всем южнокорейским пользователям вместе. Американскому юзеру в почтовый ящик за целый год валится 2509 весточек от спаммеров, а всем американским юзерам - 289 миллиардов. И знаете что? Дальше будет хуже. И мы, обещает нам известный оптимист Джон Дворак, захлебнемся в тоннах бессмысленной информации разнообразных форм и видов, среди которых спам, безусловно, лидирует. И хотя в Европе спам законодательно запрещен, нас это не спасет. Потому что спаммерам остаются американские серверы и серверы Южной Африки.

Распознавания речи, тем не менее, не наблюдается.

Но это все мелочи, признаемся себе. В конце концов, что такое смерть от информационной перегрузки в сравнении с величием технологических перспектив? Нанотехнологии и Segway, генная инженерия и роботы, которых так боится Билл Джой, все более изощренные p2p-сети, которые очаровывают даже Уолл-стрит, не говоря о системных администраторах корпоративных интранетов, жесткие диски невообразимых объемов и Интернет "Земля - Марс", множащиеся, несмотря на сопротивление ICANN, доменные зоны и компьютеры, которых зачем-то научили различать девочек и мальчиков, гибрид Интернета и сауны, крипто и стеганография. Как минимум. Но с другой стороны - все больше вирусов, все больше DDoS-атак, все больше дыр в Windows, преследования за пиратство, удушение на корню представления о fair use, бешенство держателей копирайта и патентная истерия, опасливые публикации научных работ о криптозащите - с оглядкой через плечо и страхом перед судебными преследованиями, сплошной, куда ни плюнь, Microsoft (хотя и Linux немножко тоже), сетевая реклама и платный контент, мучительная гибель точка-комов и рождение завиральных идей, тотальное прослушивание под предлогом борьбы с террористами, чахлые электронные правительства, хлипкие электронные книги, видео по заказу, которое никто не заказывает, и книги по заказу, которые не станешь читать даже за весь мир и пару коньков впридачу. И, разумеется, повременка. Как минимум.

Прошу обратить внимание: никакого распознавания речи. Существующие технологии позволяют распознавать речь. Только плохо. И знаете почему? Потому что мы очень невнятно говорим. Вы на каком языке изъясняетесь, дамочка? Ах, на хинди. Ах, не дамочка. Прошу извинить.

Анастасия Грызунова, 29.12.2001