Ученые, чиновники и церковники почтили память Серафима Саровского
Во вторник в Москве открылась конференция "Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России", приуроченная к общероссийскому празднованию 250-летия со дня рождения святого. Открыл конференцию президент Российской Академии наук Юрий Осипов, который заявил, что "память Серафима Саровского консолидирует современное общество". "Память Серафима Саровского - мощный консолидирующий фактор современной общественной жизни", - цитирует г-на Осипова РИА "Новости".
Президент РАН отметил, что Серафим Саровский стоит в одном ряду с такими фигурами истории, как Феодосий Печерский и Сергий Радонежский. "Они не были ни политическими деятелями, ни церковными иерархами, но их влияние, влияние их монастырей на судьбу нашей родины после их кончины только возрастало, - подчеркнул Осипов. - И сегодня мы являемся свидетелями знаменательного процесса в российском обществе неуклонного осознания того, что продвижение вперед невозможно без возврата к своим истокам, корням, традиционным ценностям, которые складывались веками".
На конференции также выступил министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов. Он заявил, что диалог церкви и государства - очень хороший знак времени. "Второй год подряд Святой Серафим Саровский собирает нас вместе. В прошлом году широко отмечалось 100-летие канонизации преподобного, а сегодня мы проводим конференцию в связи с 250-летием со дня рождения Серафима Саровского", - сказал министр. - Такой диалог интеллекта, веры и души - это очень хороший знак времени".
"Судьба саровского чудотворца неразрывно связана с судьбой России", - подчеркнул министр. На картине Ильи Глазунова 1988 года Серафим Саровский изображен на первом плане как хранитель российского государства, напомнил Соколов.
В конференции, посвященной Серафиму Саровскому, принимают участие также полпред президента в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко, губернаторы Курской и Нижегородской областей, заместитель министра науки и образования Леонид Гребнев, архиереи РПЦ, ученые и деятели культуры.
Форум организован РАН, Русской православной церковью, министерством культуры и массовых коммуникаций РФ, аппаратами полномочных представителей президента в Центральном и Приволжском федеральных округах.
Комментарий
Комментарий Николая Руденского
Известный своим красноречием министр культуры Александр Соколов метко охарактеризовал научно-церковно-государственное мероприятие памяти Серафима Саровского как "диалог интеллекта, веры и души". За интеллект тут, само собой, отвечает РАН, за веру - разумеется, РПЦ, а за душу... получается, что государство в лице министров, губернаторов и полпредов. И если с верой и душой все в порядке по определению, то в связи с интеллектуальной стороной дела возникают некоторые вопросы.
Так, интересно было бы узнать, как выглядят в свете современной науки многочисленные чудеса, якобы творившиеся преподобным Серафимом. Не вполне понятно также, каким образом память о нем может консолидировать многонациональное и многоконфессиональное российское общество, в котором, по данным социологических опросов, доля воцерковленных православных не превышает нескольких процентов, а тех, кто имеет какое-то представление о жизни и делах Серафима Саровского, - должно быть, и того меньше. Впрочем, не исключено, что президент Академии наук просто неясно выразился. Такое с ним бывает - взять хотя бы невнятно-восторженное рассуждение о "знаменательном процессе в российском обществе неуклонного осознания того, что продвижение вперед невозможно без..."
Министр культуры говорил, кажется, меньше, чем его ученый собрат из РАН, но тоже не ударил в грязь лицом. Как и подобает человеку из мира искусства, г-н Соколов не стал обосновывать историческую значимость Серафима Саровского рациональными соображениями, а прибег к неопровержимому эстетическому доводу - оказывается, если кто не знает, преподобный изображен на первом плане одного из полотен Ильи Глазунова. Тут, конечно, не поспоришь. Остается только удивляться эрудиции министра культуры и его художественному вкусу.
Дословно
Александр Соколов
...Я был занят совершенно другими проблемами, связанными исключительно с консерваторией, и лишь за день до отлета у меня произошли те событийные встречи, на которых в контексте обсуждения именно консерваторских проблем и была затронута неожиданная для меня перспектива работы на федеральном уровне... Но теперь могу, даже если меня разбудят ночью, ответить на любой вопрос, связанный с консерваторией в любой проекции деятельности. На это действительно понадобилось определенное время, проведенное в плотном контакте со специалистами, которые помогали мне разобраться и как-то выстроить эту деятельность... С одной стороны, я вхожу в сферу деятельности, которую хорошо знаю, и здесь речь идет не только о музыке, а вообще о художественной культуре, поскольку Московская консерватория - это средоточие всех веяний в сфере художественной деятельности.
...И кто бы ни пришел, он всегда будет иметь соответствующие доминанты в своей деятельности. Если, допустим, наше министерство возглавил человек высокопрофессиональный в сфере средств массовой информации, то наверняка бы волнение испытывали художники, которые думали: а как это он разберется со своих ментальных позиций в той тончайшей сфере, которой является культура?..
...Часто задается вопрос: как вы относитесь к борьбе с порнографией? А где определение понятия порнографии? Конечно, есть законодательные акты, есть история вопроса, есть какая-то попытка адаптировать эти акты уже в сфере культуры, и даже уже есть соответствующие положения Министерства культуры. Но мы же знаем историю этой самой культуры...
Конечно, там есть свои большие или меньшие удачи, и можно было бы обсуждать это отдельно, но тем не менее в контексте современного телевидения, мне кажется, показан очень хороший пример, который следует, конечно, считать определенным ориентиром. Ну и очень много таких частных проекций этой проблемы мы могли бы сейчас с вами обсуждать, но я опять же склоняюсь к тому, что интуиция нам здесь поможет...
Я думаю... министерство как стратег выработки государственной политики должно задать алгоритм, дать установку. Достаточно конкретную, которой определялся бы конечный результат...
Значит, когда начинается конкретный, тактический разговор, то, конечно, здесь опыт людей, которые работают в агентстве, да и их количество, которое превосходит штаты министерства, даст возможность внятно довести эту идею до потребителя. Как мы будем работать в этом взаимодействии, со стороны будет виднее… Прежде всего я должен сказать, что это одна из моих личностных констант. Это никоим образом не заигрывание с прессой. Я то же самое делал в консерватории. Те, кто со мной работает, прекрасно знают - целый ряд гордиевых узлов был не разрублен в консерватории, а именно развязан благодаря тому, что все было вынесено из тени на свет...
Это сфера, в которой я сейчас перемещаюсь из эмоционального восприятия мира к его логическому осмыслению. И работая над материалами из разных источников и сопоставляя, и опираясь на мнение профессионалов, я как раз именно в этом вопросе особенно удерживаю себя от анонсов... У меня есть своя позиция, у меня, конечно, есть представление о том, как выстраивается вся эта ситуация, но комментировать ее - это уже очень ответственный вопрос. Я мог бы сейчас только повторить, что поспешности не будет, это точно. Не будет перекоса, связанного с какой-то одной аргументацией в ущерб другим, но как раз здесь коллегиальность обязательно будет подразумевать компетентность...
Сегодня канал "Культура" - это как раз тот самый панорамный подход, в котором есть неизбежная избирательность, неизбежная, может быть, субъективность редакторов и так далее. Я не считаю, что это плохо. Потому что самое главное - показывать тот художественный материал, который зацепит, что называется, за сердце, за душу человека, может быть, даже случайно нажавшего на эту кнопку.
"Известия", 20.04.2004
Корней Чуковский (1882-1969)
Об этом языке будет в свое время напечатано немало исследований... Искусственно пользуясь им для своих рассказов и очерков, Зощенко не забывал никогда, что сам по себе этот язык глуповат и что из него можно извлекать без конца множество комических и живописных эффектов именно потому, что он так уродлив, нелеп и смешон. На каждой странице писатель готов отмечать вывихи его синтаксиса, опухоли его словаря, демонстрируя с веселым злорадством полную неспособность ненавистного ему слоя людей пользоваться разумной человеческой речью... Вот до чего бестолково речевое мышление у новоявленных советских мещан: слова непослушны их мыслям и часто выражают суждения, прямо противоположные тем, какие им хочется выразить. Вдобавок эти скудоумные... прямо-таки обожают казенные, канцелярские фразы... Этот человек так порабощен эстетикой протоколов, донесений и рапортов, что, рассказывая например, как его толкали в театре, только и находит такие слова: "Кручусь... вызывая нарекания и даже толкание и пихание в грудь"... Кроме канцелярита, новомещанская речь богата... дурно понятыми иностранными словами, которые еще с давнего времени так приманчивы для этих людей. Со смердяковским упоением они то и дело употребляют их совершенно некстати... Алогизм, косноязычие, неуклюжесть, бессилие этого мещанского жаргона сказывается также... в идиотических повторах одного и того же словечка, завязшего в убогих мозгах.
"Зощенко"// Собр. соч., т. 5. "Современники". М.: Терра, 2001, с. 399-401.
Статьи по теме
Министр культуры и культура министра
Впервые представ перед публикой, новый российский министр культуры и печати Александр Соколов произвел впечатление прежде всего своим выдающимся косноязычием. Однако если проанализировать корявые высказывания начальника культурно-информационного ведомства, можно сделать некоторые предположения относительно того будущего, которое уготовано отечественным средствам массовой информации и художественным проектам.