Извинившийся перед Pussy Riot священник запрещен в служении
Священник Димитрий Свердлов запрещен в священнослужении на пять лет и выведен за штат, сообщает РИА "Новости". Соответствующий указ опубликован на сайте Московской областной епархии. В марте прошлого года отец Димитрий хотел извиниться перед участницами панк-группы Pussy Riot за агрессию со стороны православных верующих.
"Моя карьера в РПЦ закончилась вчера, - написал сам священник в Facebook. - Соболезнования не принимаю".
Как объяснил пресс-секретарь Московской областной епархии епископ Балашихинский Николай (Погребняк), настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в деревне Павловское Московской области Свердлов был наказан за то, что самовольно уехал в отпуск, не оповестив священноначалие, как положено по уставу РПЦ. Епископ считает, что запрет в служении на пять лет - это "достаточно мягкое" наказание, так как Свердлова запретили в служении не совсем, а лишь на определенный срок, после которого он сможет вернуться в штат.
На вопрос, связано ли наказание Свердлова с публичными высказываниями священника о РПЦ, Погребняк ответил, что формальной связи нет, однако она прослеживается "в духовном плане". "Когда человек, не подумав, высказывается по одному поводу, у него и в других случаях обязательно бывают какие-нибудь проколы, - сказал епископ. - Я не могу сказать, что это не связано в духовном плане, потому что, конечно, когда человек делает что-то неправильно одно, то это одно неправильное у него вызывает и другое, серьезное вот такое".
Весной прошлого года большой резонанс вызвали комментарии о. Димитрия по делу Pussy Riot. "Я хотел бы попросить прощения у задержанных - не от лица Церкви, но как член церковного сообщества за ту бешеную ненависть, которую вдруг часть православного сообщества проявила в связи с событиями в храме Христа Спасителя", - сказал священник порталу "Православие и мир".
В сентябре епархиальный суд Тамбовской области отлучил от церкви и предал анафеме диакона Сергея Баранова, написавшего открытое письмо патриарху Кириллу в защиту осужденных участниц группы Pussy Riot. При этом диакон был обвинен в пьянстве, разгульном поведении и "неблагоговейном отношении к облачению". По словам Баранова, приговором, который был оглашен Тамбовской Епархией, он не был удивлен и ожидал подобного вердикта.
В августе Баранов сам отказался от сана. Его открытое письмо с ходатайством о снятии сана было опубликовано в Facebook. "Я остаюсь верующим христианином, но находиться в одной Церкви с лжецами, стяжателями и лицемерами считаю для себя совершенно невозможным из соображений этики. Я дорожу своей верой, но остаться после случившегося в РПЦ означало бы, что я одобряю их действия и, следовательно, соучаствую в них", - говорилось в письме.
Дмитрий Свердлов, православный священник
Портал «Православие и мир», который часто меня публикует, задал мне и другим священникам ряд вопросов. Я ответил, что если бы меня пригласили в СИЗО, то я попросил бы у Pussy Riot прощения за все те дикие проявления агрессии и ненависти, которые прозвучали со стороны членов православного сообщества. Я думаю, что это не столько моя личная точка зрения, сколько учение церкви. Никакая проблема не дает православному человеку права на гнев поскольку гнев — это грех, это одна из семи страстей, разрушительных для человека. Но это как бы разговор «вообще»: спросили — ответил. Я не хочу и не имею права никому советовать, тем более патриарху. Эта ситуация произошла не в моем храме: храм Христа Спасителя — кафедральный собор, там настоятель — патриарх, ему решать. У меня есть мой сельский строящийся храм, в который я вложил всю душу и всего себя. Я несколько лет шел к этому храму, и, наверное, для того, чтобы оценить ситуацию корректно, мне стоило бы представить, что Pussy Riot приходят именно ко мне в храм и танцуют у меня. Хоть это, конечно, и неприятно, именно это меня бы, вероятно, задело не так сильно, как священников старшего поколения: я в молодости слушал Sex Pistols, я знаю, что такое панк-культура, и у меня от нее культурного шока нет. Но это ничего не значит, потому что наверняка у меня в храме может произойти что-то эдакое, что шокирует именно меня и выведет из себя. Вот тогда и посмотрим, как я буду реагировать.
...Я ходил наблюдателем на парламентские выборы 4 декабря. У меня была мотивация естествоиспытателя. О возможных фальсификациях стали говорить месяца за два до выборов, и я просто пошел изучить ситуацию на месте. Кроме этого, мне было интересно поставить чисто священнический эксперимент и посмотреть, насколько церковь влияет на общество: я был в рясе, и мне было интересно, остановит ли явное присутствие представителя церкви возможных фальсификаторов.
...Через полгода после моего рукоположения, в 2000 году, я оказался в совершенно чудовищной ситуации: у меня заболела маленькая дочь, понадобились лекарства. Жена не работала, сидела с ребенком. Да и вообще, не очень принято, чтобы жены священников работали. Последний гонорар, который я получил в миру, к тому времени кончился. А зарплата у меня, молодого священника, тогда была сто долларов и мешок картошки в месяц. В нашей церкви, к сожалению, не очень принято платить нормальные зарплаты, даже если есть деньги. И на семь лет я взял «подработку»: экономистом в девелоперской компании, экспертом кредитного отдела в банке. Потом была еще исследовательская работа по изучению девелоперского рынка в России в академическом институте — я хотел написать диссертацию, но это не сложилось. Надо сказать, что в церковь я уходил, сжигая все мосты, и долго мучился от совмещения мирской работы со служением.
...Я всегда старался качественно работать и по-человечески относился к коллегам. Я как бы давал им понять, что священник - нормальный человек, нормальный в самом лучшем смысле этого слова. И я всегда любил и церковь, и свои проекты, несмотря на то что разрывался между ними.
"Большой город", 28.04.2013
Статьи по теме
К вопросу о безбожии и православии
Опасность троцкисток из "Пусси Райот" именно в искренней проповеди свободы и в искренней вере. Они могли бы увлечь молодежь. Перепортить массу человеческого материала. Надеюсь, теперь страна готова к самым благотворным переменам. В товарном количестве произведена гигантская энергия ненависти – этого керосина истории.