Убита известная белорусская журналистка
В Минске убита известная белорусская журналистка Вероника Черкасова. Как сообщает РИА "Новости", главной версией является убийство на бытовой почве.
По данным источника Граней.Ру, труп обнаружили в среду вечером отчим Черкасовой и ее 15-летний сын Антон. Понятыми были ее близкий друг, известный оппозиционный журналист Леонид Миндлин и живущий по соседству фотограф Сергей Гриц. На теле было обнаружено около 20 ножевых ранений, перерезано горло, в груди торчал нож. Следы вели в ванну и туалет. Первый удар, по всей видимости, был нанесен в спину. В кошельке убитой обнаружено 20 долларов и 6000 рублей. Из квартиры, по предварительным данным, ничего не похищено.
Как сообщают "Белорусские новости", накануне журналистка вернулась из командировки в Мядельский район и утром должна была появиться на работе. Не дождавшись Черкасовой, коллеги связались с ее родственниками.
Вероника Черкасова закончила журфак Белорусского государственного университета, работала в молодежной редакции белорусского телевидения. Через 10 лет она ушла из тележурналистики, после чего работала в "Голасе Радзiмы", с 1995 года - в "Имени", затем в изданиях "Белорусская деловая газета", "Белорусская газета", "Труд в Белоруссии". В последние годы работала в газете "Салідарнасць" и, по данным РИА "Новости", писала в основном на социальные темы. "Эхо Москвы" сообщает, что, по словам коллег Черкасовой, в последнее время она работала над материалами о деятельности религиозных сект в Белоруссии. Однако, по словам собеседников Граней.Ру, журналистка не занималась расследованиями на эту тему.
В 2003 году выпуск газеты "Салiдарнасць" в Белоруссии приостанавливался дважды. В первый раз в июне редакции отказала минская типография "Красная звезда". Затем "Солидарность" печаталась в типографии "Светоч", но уже в декабре оппозиционному еженедельнику вторично было отказано в продолжении печатания.
В 2004 году выпуск газеты был возобновлен в России, в городе Смоленске. Главный редактор "Солидарности" Александр Старикевич сообщил, что издавать газету в России учредителю пришлось "в связи с невозможностью издаваться в Белоруссии".
Как сообщили Граням.Ру коллеги Черкасовой, в последнее время она работала в жанре очерка. Последняя ее публикация - о единственном летчике, у которого есть разрешение летать над Минском. Черкасова рассказывала, что герой ее очерка так не любил прессу, что устроил журналистке испытание фигурами высшего пилотажа. "Отец Вероники в результате несчастного случая остался без ноги и кистей рук, - рассказывают друзья убитой. - Но он научился работать на разных станках, и дома у них стоял станок. Так вот, характером Вероника была в отца".
Комментарий
Хочется надеяться, что злодейское убийство Вероники Черкасовой когда-нибудь будет раскрыто. Однако шансов на это немного. Невозможно себе представить, что белорусские правоохранительные органы уделят хотя бы какое-то внимание политической версии преступления. Пока нет фактов, которые подтверждали бы эту версию, но "анамнез" лукашенковского режима в его отношении к деятелям оппозиции и независимым журналистам никак не позволяет ее исключать. Между тем нехитрый ход мысли минских милиционеров ярко иллюстрируется высказываниями г-на Слепченко. Оптимизма насчет результатов расследования они не внушают.
Не следует, наверное, отвергать с порога и быстро распространившуюся в СМИ "сектантскую" версию убийства Черкасовой. Однако она вызывает обоснованные сомнения. Прежде всего, неизвестно, занималась ли журналистка на самом деле проблемами религиозных сект. И даже если она действительно работала по этой теме, далеко не очевидно, что смерть ее непосредственно с этим связана: так, в случае гибели театрального обозревателя вряд ли кому-нибудь придет в голову автоматически взять под подозрение актеров и режиссеров. Однако общественно-психологический климат и в России, и тем более в Белоруссии таков, что одно слово "секта" вызывает у людей массу нужных ассоциаций. Так что можно понять Наталью Радину, когда она называет эту версию "удобной".
Справка
Заявление редакции ''Белорусской деловой газеты'', где раньше работала Вероника Черкасова
Талантливая журналистка работала на телевидении, в различных печатных СМИ, в том числе на протяжении ряда лет -- в "Белорусской деловой газете". До последнего времени Вероника трудилась в еженедельнике "Салiдарнасць". Мы потрясены гибелью друга и коллеги, скорбим и соболезнуем родным и близким Вероники.
21.10.2004
Дословно
Олег Слепченко
(О расследовании убийства)
Сейчас тело отправлено на вскрытие, однако результаты его пока неизвестны. Впрочем, вряд ли они принесут какие-то новые данные, разве что наличие алкоголя... Могу сказать еще, что у следствия, насколько мне известно, есть и некоторые дополнительные улики, подтверждающие, что убийство было совершено на бытовой почве. Возможно, была - как бы сказать деликатнее - некая любовная история.
Грани.Ру, 21.10.2004
Вадим Дубнов
Я только что вернулся из командировки в Минск и как раз собирался звонить Веронике Черкасовой. Сейчас мне трудно что-то сказать. Вероника была замечательной журналисткой, каких мало не только в Минске, но и вообще в нашей профессии. Года полтора назад она напечатала несколько материалов в "Новом времени", и это сотрудничество было очень для нас полезно. Мы будем пытаться выяснить обстоятельства ее гибели.
Грани.Ру, 21.10.2004
Наталья Радина
(Об убийстве Вероники Черкасовой)
Не могу поверить, что такого прекрасного человека могли убить таким зверским образом... Высказывается версия, что убийство связано с тем, что Вероника освещала тему религиозных сект. Но для Белоруссии это абсолютно нетипично. Власти, наоборот, всячески афишируют межконфессиональное спокойствие в стране. Представить, что в Белоруссии, где больше 100 тысяч милиционеров - невероятная цифра для страны с 10-миллионным населением, - какие-то секты будут убивать известных журналистов, просто невозможно. Думаю, правоохранительные органы намеренно дают информацию о том, что Черкасова была убита клинком. Потом, возможно, выяснится, что на этом клинке были каббалистические знаки. Эта версия очень удобна.
Но говорить о политической версии я пока не готова.
Вероника писала очень острые материалы - например, о деятельности белорусского "Инфобанка", который, как известно, отмывал деньги Саддама Хусейна.
Грани.Ру, 21.10.2004
Александр Ткаченко
(Об убийстве белорусской журналистки Вероники Черкасовой)
Выборы в белорусский парламент, недавний референдум - все это подтверждает самые худшие опасения: Белоруссия идет по нецивилизованному пути развития. Мы и раньше знали, что там действуют "эскадроны смерти", жертвами которых стали уже десятки политиков, журналистов, активистов оппозиционных движений. Я и мои коллеги неоднократно отмечали вопиющие факты нарушения прав человека в этой стране, оказывали правовую поддержку "узникам совести". Думаю, сейчас, после референдума, ситуация в стране будет существенно ухудшаться. Через десять лет (а Лукашенко намерял себе и куда больший срок) Белоруссия, вернее ее власть, окончательно омаразмеет, страна станет этаким "островом Кубой" в центре Европы. И смерть Вероники Черкасовой, на мой взгляд, печальное свидетельство того, что с независимой, свободной журналистикой в Белоруссии будут расправляться, не стесняя себя в выборе средств.
Мои соболезнования близким и друзьям Вероники, всему сообществу независимых журналистов Белоруссии.
Грани.Ру, 21.10.2004
Вероника Черкасова
"Информационные войны против Белоруссии" – дело, можно сказать, обычное и даже прогнозируемое, поскольку вспыхивают они с удивительной регулярностью после очередных политических телодвижений белорусского президента... Впрочем, белорусские власти болезненно реагировали на любое объективное отражение местной действительности, тут же заявляя на самом высоком уровне о происках противников интеграции и врагов суверенитета... Образу криминальной, терзаемой катастрофами и конфликтами страны (России. - Ред.) противостоит виртуальный белорусский рай, созданный государственными медиа. Электорату недвусмысленно показывают и рассказывают, в какой ад превратится его бытие, если он не проголосует за "батьку", за продление его президентской жизни.
Таким образом, с помощью достаточно примитивной, но эффективной технологии белорусский президент с завидным постоянством добивается нужного ему результата. Для начала создается повод – высылка неугодного корреспондента, обида на необъективное, с точки зрения Лукашенко, освещение ситуации в Белоруссии и т.д. Создав информационный повод и заставив российские каналы снова говорить о Белоруссии, Лукашенко в конечном итоге великодушно принимает в качестве извинения предоставленный ему эфир, причем в самое удобное время... А эфиром он научился пользоваться виртуозно... И если белорусское телевидение еще в 1993 году на волне антикоррупционного доклада создало ему имидж борца с коррупцией, этакого Робин Гуда, защищающего интересы простого народа, и в конечном итоге помогло ему стать президентом, то российские каналы сделали его известным в России, создав ему имидж "чэснага" и искреннего президента, который борется за счастье своего народа.