Лавров обвиняет США, Великобританию и СМИ
Отказ США и Великобритании в выдаче чеченских сепаратистов на фоне заверений в готовности сотрудничать с Россией является проявлением политики двойного стандарта, заявил глава МИД России Сергей Лавров в интервью радиокомпании "Голос России".
"Налицо "двойные стандарты". Мы активно сотрудничаем с США и нашими европейскими партнерами по линии правоохранительных органов, спецслужб в борьбе с терроризмом. Но предоставление убежища Ильясу Ахмадову в США и аналогичный шаг Великобритании в отношении Ахмеда Закаева не может не наводить на мысль о "двойных стандартах", - подчеркнул министр.
По его словам, российской стороне не ясны политические мотивы Лондона и Вашингтона, которые призывают к "политическому урегулированию" в Чеченской Республике, "очевидно, имея в виду нечто иное, чем тот процесс нормализации, который сейчас идет в республике". "Если нас призывают урегулировать ситуацию с участием Ахмадова и Закаева, наш ответ известен - это лица, выдачи которых мы требуем и предоставление политического убежища которым считаем не соответствующим духу партнерства, которое мы сейчас развиваем", - подчеркнул министр.
По словам Лаврова, в Москве обратили внимание на попытки средств массовой информации использовать ситуацию в Северной Осетии для вмешательства в процесс урегулирования на Северном Кавказе.
"Мы признательны СМИ за выражение соболезнований и освещение событий, происходящих на Северном Кавказе. В то же время мы не могли не обратить внимание на то, что некоторые СМИ использовали эти события в целях вмешательства в политический процесс урегулирования ситуации на Северном Кавказе", - сказал Лавров. "Мы не можем игнорировать эти факты и призывы интернационализировать эту проблему не могут не вызывать у нас опасения", - заявил министр.
Лавров также отметил, что не исключает связи между терактом в Беслане и обострением ситуации в Южной Осетии. В то же время он подчеркнул, что "конкретных фактов, которые свидетельствовали бы о том, что эти события связаны друг с другом и планировались из одного центра, нет".
"Но сами последствия кризиса, созданного грузинским руководством в Южной Осетии, и захват заложников в Северной Осетии - до этого одной из самых спокойных республик в регионе - наводят на мысли, и политики обязаны не исключать мысль о том, что это не случайно",- отметил министр. "Все это вписывается в интересы тех, кто хотел бы дестабилизировать Северный Кавказ", - подчеркнул министр.
Позже на пресс-конференции министр заявил следующее: "Когда западные партнеры советуют изменить политическую тактику, советую не мешать России заниматься российскими внутренними делами". При этом Лавров уточнил, что "мешают они (западные партнеры. - Ред.) тогда, когда предоставляют убежище убийцам, которые прямо повинны в трагедии чеченского народа".
Комментарий
При последней путинской перетряске правительства назначение Сергея Лаврова на должность министра иностранных дел было, в отличие от многих других кадровых решений, воспринято наблюдателями без удивления и даже с удовлетворением. Действительно, прежний глава МИДа Игорь Иванов явно не блистал ни инициативой, ни дипломатическими способностями, а г-н Лавров за свою долголетнюю карьеру зарекомендовал себя, по общему мнению, как крепкий профессионал. Однако репутация, как известно, штука хрупкая - а в последние дни Сергей Викторович будто специально старается нанести ей максимальный ущерб.
Сразу после событий в Беслане он нахамил голландскому коллеге Бернарду Боту, который сочувственно и доброжелательно попросил российские власти поделиться сведениями о трагедии. Такая неспровоцированная грубость была очевидно не на пользу внешнеполитическим интересам нашей страны. Да и в нынешнем заявлении главы российского дипломатического ведомства немало пассажей, заставляющих усомниться в его компетентности.
Так, г-ну Лаврову следовало бы знать, что и Ахмед Закаев, и Ильяс Ахмадов получили убежище соответственно в Великобритании и США согласно решениям судебных органов, которые в цивилизованных странах независимы от исполнительной власти. Еще более смехотворны претензии, предъявляемые российским министром зарубежной прессе: она-де имеет наглость вмешиваться в наши дела на Северном Кавказе. Не надо быть специалистом-международником, чтобы понимать, что вмешательство во внутренние дела возможно лишь в межгосударственных отношениях, а СМИ на Западе государству неподконтрольны и вольны самостоятельно комментировать любые проблемы. Это уже не говоря о том, что по существу никакого "политического процесса урегулирования ситуации на Северном Кавказе" давно не было и нет, так что вмешиваться в этот процесс можно лишь теоретически.
Наконец, крайне беспомощно выглядит рассуждение г-на Лаврова о связи между бесланскими событиями и ситуацией в Южной Осетии: мол, фактов, подтверждающих такую связь, нет, однако "политики обязаны не исключать мысль о том, что это не случайно". Между тем политики, а особенно высокопоставленные государственные деятели, обязаны в своих заявлениях опираться на факты, а не подменять их ни своими, ни чужими домыслами.
Безосновательно обвиняя наших зарубежных партнеров в политике двойного стандарта по отношению к Москве, российский министр пытается нанести двойной удар по Западу, направленный одновременно и против правительств, и против средств массовой информации. Но объективно этот удар вредит прежде всего самой России.
Николай Руденский
Дословно
Сергей Лавров
Заглавную роль в борьбе с терроризмом играют правоохранительные органы. Но охрана границ, обеспечение безопасности, взаимодействие с другими государствами на суше, на воде и в воздухе по линии армии, флота, ВВС, безусловно является важнейшим компонентом в борьбе с угрозами и вызовами.
Голос России, 09.09.2004