статья Дюжина палок в спину монархии

Владимир Абаринов, 09.11.2003
Принц Чарльз. Фото с сайта BBC

Принц Чарльз. Фото с сайта BBC

Канцелярия дворца Кларенс-хаус – официальной резиденции принца Чарльза – пошла на беспрецедентный шаг. В четверг в вечернем эфире BBC появился личный секретарь наследника сэр Майкл Пит, огласивший текст заявления, которое крайне заинтриговало публику.

"В последние дни, - говорится в заявлении, - в прессе появились сообщения о том, что бывший работник королевского двора несколько лет назад был свидететем инцидента с участием старшего члена королевской семьи. Необходимо положить конец домыслам. Обвинение состоит в том, что в инциденте участвовал принц Уэльский. Это обвинение является ложным. Инцидент, свидетелем которого якобы был этот бывший работник, никогда не имел места". Далее текст гласит, что этот мнимый свидетель, к сожалению, страдает посттравматическим расстройством психики, а в прошлом был подвержен алкоголизму. "Он и прежде выступал с отдельными утверждениями, которые были тщательно расследованы полицией и признаны безосновательными", - отметил сэр Майкл.

Заявление Пита стало реакцией на решение состоявшегося ранее в тот же день заседания Высокого Суда (первая инстанция Верховного Суда в Англии). Решение, в свою очередь, стало итогом тяжбы, которую затеял на прошлой неделе бывший камердинер наследника Майкл Фосетт. После того, как газета Mail on Sunday (выходящая, как явствует из ее названия, по воскресеньям) объявила, что готова опубликовать скандальную историю, основанную на показаниях бывшего королевского слуги, адвокаты Фоссета обратились в суд и буквально в последний момент, в субботу вечером, добились запрета на публикацию. Тогда в суд обратилась респектабельная Guardian. Представители газеты заявили, что не собираются пересказывать сплетни, однако хотят огласить имя человека, который воспрепятствовал публикации сюжета, несомненно представляющего значительный общественный интерес. С этими доводами суд согласился. Имя Майкла Фосетта немедленно появилось на веб-сайте Guardian. Известие было немедленно доведено до сведения принца Уэльского, который находится с пятидневным визитом в Омане. Тот распорядился опубликовать опровержение.

Судебный запрет на публикацию самого сюжета остается в силе, поэтому уже в пятницу в суд явились юристы Mail on Sunday с иском о его снятии. По их словам, показания бывшего слуги даны под присягой и заверены надлежащим образом. Парадокс состоит в том, что о содержании скандальных разоблачений если не знают точно, то догадываются все лондонские репортеры. Если в ближайшие дни запрет не удастся отменить в судебном порядке, история все равно будет опубликована, но в иностранных газетах – скорее всего, итальянских – находящихся за пределами юрисдикции английских судов. Именно по этой причине Чарльз и поспешил со своими опровержениями, но, похоже, наделал только хуже.

Бывший лакей королевы, Фосетт работал у Чарльза после его развода с принцессой Дианой, а затем уволился подобру-поздорову после того, как выяснилось, что он приворовывал.

С большой долей вероятности можно утверждать, что инцидент, о котором идет речь – тот самый, свидетелем и участником которого был бывший королевский слуга Джордж Смит; слухи о нем циркулируют уже не первый год. Смит якобы утверждает, что подвергся сексуальному насилию со стороны другого королевского слуги, а также был свидетелем полового акта между этим слугой и членом королевской семьи. Об увиденном Смит будто бы рассказал в 1996 году принцессе Уэльской, а та записала его рассказ на пленку.

Факт существования кассеты подтвердил на прошлой неделе Пол Баррелл – скандально известный бывший дворецкий принцессы Дианы, книга мемуаров которого "Государева служба" вышла в свет в конце октября и произвела фурор. В интервью британской телекомпании Channel 4 Баррелл заявил, что знает содержание пленки со слов Дианы и слышал своими ушами часть записи, но никогда не разгласит услышанное ввиду чрезвычайного вреда, который причинит такая огласка британской монархии. По словам Баррелла, кассета хранилась в шкатулке красного дерева вместе с другими "фамильными драгоценностями" – в частности, перепиской принцессы со свекром принцем Филипом и братом графом Спенсером. Шкатулка, как утверждает Баррелл, находилась на хранении у надежного друга Дианы, а после трагической гибели принцессы Уэльской оказалась в распоряжении ее сестры Сары – в этот момент содержимое шкатулки было на месте. Однако впоследствии, когда шкатулка была наконец доставлена в родовое имение Спенсеров Олторп в графстве Нортхэмптоншир, она оказалась абсолютно пустой. Баррелл поведал также, что принцесса была "чрезвычайно расстроена" рассказом Смита.

Как раз в тот период, когда была сделана запись, Диана, как следует из книги Баррелла, находилась под усиленной слежкой британских спецслужб. Информация об этом – не плод больного воображения принцессы, утверждает Баррелл; она была получена от надежного источника в самих спецслужбах. В своих многочисленных интервью по случаю выхода книги Баррелл говорит о своей бесконечной преданности престолу, однако постоянно подчеркивает, что интимные секреты дома Виндзоров, составившие содержание книги – лишь "верхушка айсберга". Принцы Уильям и Гарри в специальном заявлении назвали книгу "холодным и откровенным предательством" памяти их матери. Баррелл ответил, что сознание принцев, которых он знает едва ли не с пеленок, "отравлено" придворными – "людьми в серых сюртуках". Он особенно горько сокрушался по поводу нежелания принцев встретиться с ним – мол, при встрече он все объяснил бы. На днях представители Уильяма объявили, что принц встретится с Барреллом, но встреча будет носить сугубо частный характер.

Не исключено, что Баррелл шантажирует королевское семейство. В его книге опубликованы отрывки из тех самых писем, которые хранились в опустошенной шкатулке. Он говорит, что оригиналов этих посланий у него нет и что он воспроизводит текст по своему дневнику. По слухам, Букингемский дворец в панике. Королева будто бы распорядилась взять со всех служащих дворца подписку о неразглашении под страхом немедленного увольнения без выходного пособия. Чарльз якобы запретил свите упоминать в своем присутствии имя Баррелла. Проявлением этой страусиной позиции стало и опровержение сэра Майкла.

P.S. Итальянская газета Corriere della Sera не вытерпела: в пятничном номере она опубликовала детальный рассказ об инциденте с особой королевской крови. Однако ознакомиться с ним может лишь читатель, купивший газету в Италии: в заграничной версии номера, продающейся на Британских островах и в США, а также на сайте газеты статья отсутствует.

Владимир Абаринов, 09.11.2003


новость Новости по теме