Муратов в нобелевской речи предложил создать международный трибунал против пыток
Дмитрий Муратов. Кадр видео
Главный редактор "Новой газеты" Дмитрий Муратов в своей нобелевской речи предложил создать международный трибунал против пыток, "задача которого - собирать данные о применении пыток в разных частях света и государствах".
По словам Муратова, новый международный суд будет должен "установить палачей и их хозяев, причастных к подобным преступлениям". "Пытки должны быть признаны тяжелейшим преступлением против гуманности", - считает главред "Новой".
В начале своего выступления Муратов процитировал нобелевскую речь Андрея Сахарова.
Журналист рассказал, как "Новая газета" помогала возвращать из Чечни пленных российских военных, а затем перешел к теме российско-украинской войны. "Гибридные боевые действия, трагическая, безобразная и преступная история с "Боингом" МН17 разрушили отношения России и Украины, и я не знаю, сумеют ли следующие поколения их восстановить... Тем более в больных головах геополитиков война России и Украины перестала казаться невозможной, - сказал он. - Но я знаю: войны заканчиваются с опознанием солдат и обменом пленными. На чеченской войне "Новая газета" и наш обозреватель майор Измайлов смогли освободить из плена 174 человека. Если сейчас в моем новом качестве я смогу что-то сделать для возвращения еще живых пленных по домам - скажите, я готов".
Муратов рассказал, как журналисты "Новой" расследовали переброску режимом Александра Лукашенко беженцев с Ближнего Востока к границам ЕС. Далее он упомянул пытки в тюрьмах, политические уголовные дела, в том числе преследование Алексея Навального, намерение российских властей ликвидировать "Мемориал".
Журналист заявил, что государство поддержало усилия сотрудников "Новой газеты", "Эха Москвы" и "Дождя" по лечению детей с редкими заболеваниями, и выразил надежду, что представители фарминдустрии "сядут с нами за круглый стол", дадут денег на доступные лекарства и раннюю диагностику. "Может, богатый мир найдет деньги на несколько десятков тысяч мальчиков и девочек, в которых пока еще есть жизнь?" - сказал он. Муратов пообещал потратить денежную часть "нобелевки" на больных людей и поддержку независимой журналистики.
Муратов отметил, что за последние несколько месяцев более 100 журналистов, медиа, НКО и правозащитников получили статус "иностранного агента". По его словам, многие из них остались без работы, а некоторые были вынуждены уехать из России. Он сравнил это с высылкой большевиками интеллектуалов на "философском пароходе".
"Ну а кого-то лишили и такой возможности", - добавил Муратов и рассказал об убийстве в Центральной Африке российских журналистов Орхана Джемаля, Кирилла Радченко и Александра Расторгуева.
"И эта премия - всей настоящей журналистике. Эта премия моим погибшим коллегам из "Новой газеты" - Игорю Домникову, Юрию Щекочихину, Анне Политковской, Анастасии Бабуровой, и Стасу Маркелову, Наташе Эстемировой", - завил Муратов.
В конце своего выступления главред "Новой" предложил почтить минутой молчания всех журналистов, погибших за профессию, и поддержать тех, кто подвергается преследованиям.
О присуждении Муратову и филиппинской журналистке Марии Ресса Нобелевской премии мира было объявлено 8 октября. В Норвежском нобелевском комитете заявили, что наградили лауреатов за "усилия по защите свободы выражения мнений, которая является предпосылкой демократии и прочного мира". "Свободная, независимая и основанная на фактах журналистика служит для защиты от злоупотребления властью, лжи и военной пропаганды. Норвежский Нобелевский комитет убежден, что свобода слова и свобода информации помогают обеспечить информированность общественности", - подчеркивалось в заявлении комитета.