Скандал с интервью Медведева: телеканалы обвиняют друг друга
Главный редактор Russia Today Маргарита Симоньян сожалеет, что на YouTube была опубликована видеозапись интервью премьер-министра Дмитрия Медведева до монтажа, куда попали не вошедшие в эфир моменты. Об этом сообщает "Коммерсант". "Мы, безусловно, сожалеем, что техническая часть трансляции, не предназначенная для публичного просмотра, оказалась опубликованной, - приводит издание слова Симоньян. - Мы вели трансляцию на свой канал в YouTube в том виде, в каком она нам раздавалась. Мы попытались остановить ее, после того как завершилась официальная часть, но сделать это вовремя не смогли и не могли редактировать ее больше двух часов".
При этом Симоньян отметила, что неформальная часть трансляции в еще большем объеме была роздана без логотипа Russia Today некоторыми агентствами, в частности Reuters. "Почему трансляцию не остановили вовремя, как это обычно делается, я не знаю, так как не мы ее организовывали", - подчеркнула она. Организатором эфира Симоньян назвала один из центральных телеканалов, не уточнив, какой именно.
"Трансляцию организовал Первый канал, а мы выдавали сигнал в эфир", - сообщили "Коммерсанту" в пресс-службе ВГТРК. "Сотрудники Первого канала организовывали только декорацию и съемку в этой декорации, - в свою очередь, заявила изданию директор дирекции общественных связей "Первого канала" Лариса Крымова. - Сигнал в студии формировал телевизионный технический центр "Останкино" и отдавал в центральную аппаратную ВГТРК. ВГТРК был бродкастером, вещателем". При этом она сослалась на журнал регистрации телецентра "Останкино", где все это задокументировано. Крымова добавила, что по окончании интервью дважды объявили, что съемка закончена.
В ходе беседы по окончании официального интервью пяти телеканалам Медведев назвал "козлами" следователей по "Болотному делу", которые провели обыск у режиссера фильма "Срок" Павла Костомарова. На видеозаписи, опубликованной Russia Today, он уверяет журналиста Алексея Пивоварова, что его соавтору по проекту "Срок" ничего не грозит. Пресс-секретарь Медведева Наталья Тимакова отказалась комментировать эту информацию, заметив, что это "подслушанные разговоры".
В субботу на сайте СКР появилось заявление официального представителя Следственного комитета Владимира Маркина, в котором говорилось, что обыск в квартире Костомарова прошел в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом, а комментарии на эту тему оскорбительны для следствия. "Очень странно было услышать комментарии, не только оскорбляющие следователей СК России, но и подрывающие авторитет всех правоохранительных органов страны", - добавил представитель СКР.
Однако спустя некоторое время заявление удалили с сайта СКР. Как сказал РИА "Новости" источник в СКР, это было сделано "из-за неоднозначности формулировок". Позднее Маркин пояснил "Коммерсанту", что не знает, что это за источник, и от своих слов не отказывается. "Отказаться от своих слов - это значит, что следователи действовали незаконно, - заявил он. - Это не так, поэтому и отказываться, естественно, нелогично".
В ходе самого интервью в прямом эфире Медведев, комментируя "Болотное дело", говорил о необходимости уважительного отношения к сотрудникам правоохранительных органов. При этом следователям, по его словам, нужно соблюдать "правила общежития" и набираться правовой культуры. "Зачем было в 8 утра приходить, я не знаю. Мне кажется, можно было записи истребовать обычным порядком", - сказал премьер-министр, отвечая на вопрос Пивоварова.
Дословно
Из интервью Дмитрия Медведева пяти телеканалам
Пивоваров: Сегодня утром к моему коллеге Павлу Костомарову, с которым мы вместе делаем документальный фильм под подходящим, как мы теперь понимаем, названием «Срок», об общественно-политической ситуации, где, в частности, снимаются лидеры оппозиции (в частности, мы снимали и Болотную в мае)... Так вот, к Павлу в 7 утра пришли с обыском из Следственного комитета, провели обыск, изъяли какие-то видеоматериалы, сказали ему, что он свидетель по этому делу, с чем и отбыли, оставив ему повестку явиться в понедельник. Понимаете, вопрос ведь не в том, что... То есть вопрос с участниками понятен: участники выходят, потому что они там заявляют свою позицию. Но как нам, журналистам (а Павел даже не журналист, он просто документалист, причем заслуженный, с кучей призов на всяких международных фестивалях), как нам работать, Дмитрий Анатольевич, если к нам в 7 утра приходят с обыском? Конечно, каждого из нас можно привлечь в качестве свидетеля – не вопрос. Можно стребовать видеоматериалы. Но в 7 утра прийти с обыском – понимаете, это сигнал. Как работать?
Медведев: Алексей, я не скрою, тоже обратил внимание на то, что произошло. На мой взгляд, у следствия есть достаточное количество средств для того, чтобы просто затребовать те или иные материалы в обычном процессуальном порядке, притом что все мы обязаны оказывать содействие следствию.
Пивоваров: Не вопрос, конечно.
Медведев: Это нормальная конституционная и законная обязанность любого гражданина. Зачем нужно было в 8 утра приходить - я не знаю. Но с другой стороны, если ваши коллеги принимали участие в съемках тех или иных политических событий, видимо, по каким-то причинам эти записи потребовались следствию. Мне кажется, можно было их истребовать обычным порядком, но, видимо, были какие-то причины. Если ваш коллега полагает, что его права этим были нарушены, он вправе, естественно, обратиться с жалобой на действия следственных работников, это абсолютно нормально, в ту же самую прокуратуру, сказать: «Зачем пришли в 8? Если б попросили, я бы все отдал сам». Я даже залез, посмотрел (я всегда с утра новости смотрю) в интернете. Не скрою, к стыду своему, я не смотрел ни разу ни одной программы, ни одного фильма, который готовил ваш коллега. Я так понимаю, Вы там какое-то даже участие принимаете. Залез на этот сайт, посмотрел: ну да, там хроника того, что происходит, ходят известные политические персонажи, в том числе те, которые уже здесь упоминались. Ничего там сверхъестественного нет, но это может иметь какое-то процессуальное значение. Как я понимаю, значительная часть вот этого самого материала висит в свободном доступе.
Пивоваров: Да, значительная часть. Знаете, был такой... В американских барах было написано во времена Дикого Запада: «Не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет». Но журналисты, тем более документалисты... Мы записываем свидетельство для истории, если уже и это является предметом прихода в 7 утра...
Медведев: Алексей, знаете, я думаю, что все-таки тоже в этом плане перебирать не надо, ему же никаких обвинений не предъявлено...
Пивоваров: Пока нет.
Медведев: Значит, очевидно, и не будет, я думаю, значит, очевидно, речь идет просто о сборе доказательной базы. Другое дело, действительно, как это осуществляется. В этом смысле нам всем, в том числе и сотрудникам правоохранительных органов, нужно все-таки стараться соблюдать элементарные правила общежития, ну и набираться определенной правовой культуры.
Ну вы помните, что в 1990-е годы было? В 1990-е годы еще круче было. Заходили, естественно, все в масках, и для того чтобы забрать какую-нибудь пленку, на пол всех клали, поэтому, к сожалению, в этом смысле политической культуры, правовой культуры недостает всем.