Мосгорсуд ограничил права журналистов
Председатель Мосгорсуда Ольга Егорова утвердила "Правила аккредитации представителей СМИ при Мосгорсуде", которые налагают серьезные ограничения на работу журналистов, сообщает "Коммерсант".
Для работы в Мосгорсуде журналисты теперь будут обязаны получить годовую аккредитацию, подписанную лично судьей Егоровой. Журналист может быть лишен аккредитации, если "распространены не соответствующие действительности сведения, порочащие честь и достоинство организации, аккредитовавшей журналиста, что подтверждено вступившим в законную силу решением суда".
В документе говорится, что журналисты обязаны "использовать только документально подтвержденные факты", "не распространять информацию негативного характера, содержащую бездоказательную критику судей, работников аппаратов судов".
Согласно новым правилам, аккредитованные журналисты должны за сутки предупреждать пресс-службу о намерении посетить заседание Мосгорсуда. Правда, в пресс-службе поясняют, что это правило касается только фотокорреспондентов и видеооператоров. Кроме того, глава пресс-службы Анна Усачева утверждает, что журналисты смогут посещать открытые заседания Мосгорсуда и без аккредитации.
Адвокаты Евгений Бару и Юрий Шмидт не исключают, что новые правила для журналистов приняты в связи с предстоящим рассмотрением кассационной жалобы на приговор Мещанского райсуда Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву.
Справка
Cкандалы с председателем Мосгорсуда
Деятельность Ольги Егоровой на посту председателя Могорсуда сопровождалась скандалами с момента ее назначения на этот пост. Собственно, скандальным было и само ее назначение 29 декабря 2000 года: комиссия администрации президента несколько раз отклоняла ее кандидатуру (после отказа Егорова могла претендовать на высокую должность только спустя год), а потом неожиданно сама вернулась к вопросу и назначила Егорову. В некоторых СМИ сообщалось, что в обмен на свое назначение Егорова пообещала довести "дело Гусинского" до победного конца.
3 октября 2001 года Мосгорсуд вынес приговор экс-министру юстиции России Валентину Ковалеву и его помощнику Андрею Максимову по обвинению в неоднократном хищении имущества в крупном размере (статья 160 УК РФ) и получении взяток (статья 290 УК РФ). Ковалев и Максимов были признаны виновными и приговорены соответственно к 6 и 9 годам лишения свободы... условно.
1 октября 2002 года бывший глава Красноярского алюминиевого завода Анатолий Быков был признан виновным "в организации покушения на убийство" предпринимателя Вилора Струганова. Мещанский суд Москвы приговорил его к 6,5 годам - тоже условно.
Скандал в московском судейском сообществе разразился также и в октябре 2004 года, когда действующая судья одного из районных московских судов Ольга Кудешкина обвинила председателя Мосгорсуда Ольгу Егорову в оказании давления. Она, в частности, заявила: "Действуя по указанию первого заместителя генерального прокурора Юрия Бирюкова, председатель Мосгорсуда Ольга Егорова неоднократно требовала от меня вынести обвинительный приговор. После того как я отказалась это сделать, дело было передано другому судье, который в итоге вынес нужный Генпрокуратуре приговор". Мятежную судью поддержали ее бывшие коллеги из районных судов Москвы - Наталья Шершова, Ирина Куприянова, Алла Касимова и Елена Куренева, но к организационным выводам перспективы не привел.
По сообщению издания "Газета", 9 декабря 2004 года московские суды от Егоровой получили устную директиву выносить как можно больше обвинительных приговоров. Тем судьям, которые не пожелали выполнять директиву, Егорова настоятельно рекомендовала уволиться по собственному желанию. Одним из судей, на которого наложили дисциплинарное взыскание в виде досрочного прекращения полномочий, стал судья Дорогомиловского районного суда Александр Меликов, которого уволили "по порочащим обстоятельствам".
В феврале 2005 года защитники бывшего сотрудника службы безопасности "ЮКОСа" Алексея Пичугина - Ксения Костромина, Георгий Каганер и Михаил Жидков - объявили, что председатель Мосгорсуда Ольга Егорова хочет лишить их статуса адвокатов. В главном управлении Минюста по Москве подтвердили факт обращения из Мосгорсуда, но расценили это как рядовую проверку. Адвокаты же подчеркивали, что такая проверка – это еще один способ оказания давления на защиту Пичугина.
Дословно
Ольга Егорова
...Мы стремимся сделать судебный процесс максимально открытым для всех. Я требую от судей, чтобы, образно говоря, были распахнуты все двери и любой желающий мог видеть, как совершается правосудие.
В новом здании Мосгорсуда мы специально сделали помещение, где журналисты могут сложить свои камеры, штативы, осветительные приборы и не мучиться с ними по коридорам. А в двух залах даже предусмотрели аудио- и видеозапись процесса. На мой взгляд, это полезно для обеих сторон. Как только это было сделано, судьи стали более четко и грамотно вести заседание, а адвокаты, другие участники процесса прекратили заявлять жалобы на поведение судей - все стало слишком очевидным.
Вообще, я поддерживаю идею открытости судебного процесса не только для журналистов, но и для всех заинтересованных людей. Открытость, кроме того, можно рассматривать и как действенную меру, как профилактику коррупции и волны слухов вокруг громких процессов.
"Российская газета", 26.02.2005
Евгений Бару
То, что журналисты пишут, часто не совпадает с тем, что хотят услышать представители судебной власти. Отсюда и всевозможные рекомендации, предложения, инструкции и требования аккредитации.
В целом, это тенденция. А в связи с рассмотрением кассационной жалобы по делу "ЮКОСа" появился повод предупредить о возможных последствиях тех, кто пишет не то, что надо власти. Журналисты вправе обратиться в Конституционный суд на предмет соответствия распоряжения председателя Мосгорсуда Ольги Егоровой основному закону.
"Коммерсант", 24.08.2005
Игорь Яковенко
Само появление правил для аккредитации журналистов - это ни хорошо, ни плохо. Статья 48 закона о СМИ гласит, что аккредитация нужна. Другое дело, какие это правила. Очевидно, что Мосгорсуд и его председатель Ольга Егорова нарушают закон. Журналисты не обязаны документально подтверждать информацию, полученную из разных источников. По статье 48 журналиста лишают аккредитации в том случае, если принято решение суда о несоответствии действительности распространенных им сведений. Нельзя запретить журналистам передавать информацию, порочащую судей и судебную систему. Судьи - такие же люди, и если им не понравились слова о себе, то они могут подать в суд и защитить свою честь и достоинство.
Новые правила аккредитации, по-видимому, связаны с тем, что Мосгорсуд и лично г-жа Егорова имеют в обществе очень плохую репутацию из-за огромного количества сомнительных решений по громким делам. Это очень опасная тенденция, что этим людям поручают отбирать журналистов для освещения деятельности судов. Я считаю, что появление этих правил неслучайно - скоро начнутся новые слушания по политическим делам, в том числе связанным с "ЮКОСом".
Грани.Ру, 24.08.2005