Страдательный заложник
Если вы все знаете, значит, вам не обо всем говорят. Парфенов ушел, сайт "Намедни" на НТВ закрыт, в списке программ телеканала передача отсутствует – это мы теперь точно знаем. Все прочее, включая судьбу журналиста, в тумане.
Главный вопрос: за что его все-таки уволили? И не то чтобы пресловутая "корпоративная этика" не устраивает в качестве ответа, но больно уж это жалкий ответ. Да ведь и было уже все, хотя бы в феврале прошлого года, когда сияющий Парфенов с удовольствием закрывал свою программу и на этой этике отсыпался как мог – ничего, скушали, назад позвали. И сюжет у него зарезали не в первый раз, и всегда об этом становилось известно, и ничего: на следующей неделе в день воскресный Парфенов появлялся вновь.
Так в чем же все-таки дело? Талант и бездари, беспечный Моцарт и угрюмое тупое начальство, не простившее гению его солнечной улыбки, измучившее цензурой и выкинувшее, когда настал удобный момент? Герасимов и вправду рядом с Парфеновым скучен и уныл, о Сенкевиче же умолчим, дабы оставаться в рамках нормативной лексики. Собственно, гендиректор НТВ вчера вечером заявил впрямую: мол, на щеках у него уже места не осталось от парфеновских пощечин, вот и пришлось уволить. Видимо, слишком часто, в беседах приватных и не оскорблявших корпоративной этики, Парфенов указывал Сенкевичу его место под телевизионным солнцем. Достал гендиректора ведущий своей высокомерностью и непредсказуемостью, тот наконец не выдержал и вспылил. Это уже теплее. Хотя тоже не ответ.
Ответа следует, по-моему, искать в самом начале корпоративной дискуссии. В том диалоге, который прозвучал по "Орбите", но был запрещен к показу в Европейской части РФ. Как всем известно, речь шла об интервью с вдовой Яндарбиева, взорванного в Катаре. Беседу с ней, по словам Герасимова, отсмотрели на востоке нашей Родины некие специалисты, которые и попросили его до завершения суда над другими специалистами в Катаре сюжет "Выйти замуж за Зелимхана" из эфира убрать. Замгендиректора НТВ взял под козырек, даже подписал письменное распоряжение, а Парфенов возмутился и предал всю историю гласности. Но и этого еще было мало для увольнения.
Доводилось уже писать: ведущий "Намедни" по натуре своей не бунтарь, он склонен к компромиссам и предательствам, но лишь при условии, что ему не мешают работать. В том феврале, когда закрывалась программа, его раздражали не покушения на свободу слова, а унылый идиотизм нового начальства. Позже он довольно громко и резко переживал, когда с эфира сняли Елену Трегубову и ее недозволенные "Байки". И ровно то же самое случилось на сей раз. Когда бедняга Герасимов порадовал его новостью про "позвонили-попросили", он сперва, наверное, просто не понял. Да ведь эксклюзив же! Да ведь уже увидели миллионы! Да как это может повлиять на суд там, в Катаре, если вдова ходит на все заседания и про наших "специалистов" уже сказала все что могла? Да рехнулись вы, что ли?! Но Герасимов был тверд, и Парфенов пошел делиться болью с коллегой из "Коммерсанта". Не видя в том никакой крамолы, а лишь внося посильный вклад в борьбу с глупостью.
А вот что было дальше – тайна. Еще позавчера Герасимов лишь сетовал на Парфенова, но об увольнении не помышлял, приказа не было. Вчера, вернувшись из загранкомандировки, Сенкевич вдруг взял и ведущего уволил. В рамках текущей эпохи можно грешить на все тех же "специалистов", которые посоветовали топ-менеджменту НТВ испытать невыносимые этические страдания. Однако не исключено, что Сенкевич с Герасимовым догадались об этом сами. И тут наш сюжет обретает неожиданную этическую стройность.
Дело в том, что сведения, разглашенные Парфеновым, – это личное и профессиональное позорище и для Сенкевича, и в особенности для Герасимова. Руководители компании, которую полагается до сих пор считать частной, они, как всегда, прогнулись перед ФСБ или Кремлем (те уже неразличимы), но в первый раз столь постыдно и глупо, что у них были все основания смертельно обидеться на ведущего "Намедни". За разглашение этого позора. Правда, у них еще оставался шанс не изваляться до конца. Но ощущение позора оказалось сильней, и тут Парфенов им стал окончательно ненавистен.
...На Чечне у нас подрываются все. Олигархи со своими телеканалами и фондами, партии с неправильными программами, журналисты с невосторженными сюжетами, да и вся демократия наша, если вспомнить, как стала наводить конституционный порядок 10 лет назад, так и докатилась до Путина. Парфенов, подорвавшийся на вдове, лишь пополнил сей грустный список. Конца не видно: ни войне, ни холуям, ни их жертвам.
Дословно
Николай Сенкевич
(Об увольнении Леонида Парфенова)
Данный вопрос требовал, безусловно, всестороннего осмысления, и поэтому постоянно, когда возникали подобные проблемы, ситуации, пытались находить какие-то компромиссы. Как говорится, по христианской традиции - ударили по щеке - подставь другую, но мест, которые можно подставить, больше не осталось.
Интерфакс, 02.06.2004
Статьи по теме
Страдательный заложник
Гендиректор НТВ Николай Сенкевич испытывает тяжкие душевные муки. По его словам, решение закрыть программу "Намедни" и уволить ее ведущего Леонида Парфенова далось ему с большим трудом. В этом признании есть доля правды: предав гласности постыдный эпизод цензуры на НТВ, Парфенов рассказал о Сенкевиче такую правду, которая хуже всякой лжи. Не всякому руководителю телеканала хочется предстать перед публикой заложником Кремля и спецслужб.
Читайте статью Ильи Мильштейна.
Соблюдайте свою корпоративную этику!
Леонид Парфенов уволен вовсе не за политическую крамолу, а всего за "нарушение корпоративной этики". Что же это за этика такая, по которой нельзя выносить сор из замусоренной избы и по которой начальство по определению всегда право? Анализируя последние события на НТВ, главный редактор Колокола.Ру Женя Снежкина замечает, что в эпоху феодализма соответствующие этические нормы формулировались более справедливо и соблюдались более строго.
Намедни без свободы слова
Недавно Владимир Путин заявил, что говорить о кризисе свободы слова в России не приходится, поскольку такой свободы у нас никогда не было. Между тем свобода СМИ провозглашена в Конституции, соблюдение которой президент обязан гарантировать. И все же по существу г-н Путин прав. Свидетельство тому - цензура, которой подверглась на днях телепрограмма "Намедни".
В эфире акционерская зорька
Новый первый замгендиректора НТВ Александр Герасимов заявил, что подстраивать политику "четверки" под госканалы не будет. Однако его шеф Николай Сенкевич, по слухам, подумывает о согласовании сеток вещания НТВ, ОРТ и РТР. Накануне на НТВ прошло собрание акционеров. В новый совет директоров не вошел ни один журналист. Их интересы будет представлять гендиректор Сенкевич, избавившийся от приставки "и.о.". Реструктуризацию прав собственности в НТВ и формирование новой команды можно считать завершенными.
Его прощальный прикол
Вчера вечером и еще раз в повторе сегодня утром Леонид Парфенов попрощался со зрителями программы "Намедни". Эталон современного стиля на отечественном телевидении обставил уход из воскресного прайм-тайма НТВ в своей фирменной иронически-отстраненной манере. Никаких моветонных возгласов "Вы звери, господа!", никаких обличений и жалоб. Джентльмены умеют проигрывать. Жалеть Парфенова трудно - а все-таки жаль...