Белогорское дело "Хизб ут-тахрир": крымчан осудили на сроки до 18 лет
Айдер Джаппаров, Риза Омеров и Энвер Омеров. Фото: crimean-solidarity.org
Южный окружной военный суд в Ростове-на-Дону приговорил троих жителей Белогорского района Крыма к длительным срокам по делу "Хизб ут-тахрир". Как сообщают "Ґрати", 59-летний Энвер Омеров получил 18 лет строгого режима, его сын Риза Омеров - 13 лет, а третьему фигуранту Айдеру Джаппарову дали 17 лет строгого режима. В связи с карантином заседание суда было закрытым.
Первые два года своего срока политзеки проведут в тюрьме, каждому из них также назначено ограничение свободы после освобождения (на какой срок - не уточняется).
Все трое отказались признать вину.
Прокурор Дмитрий Волков в прениях сторон 23 декабря просил приговорить Энвера Омерова к 19 годам заключения, Ризу Омерова - к 13 годам, а Айдера Джаппарова - к 18. При этом обвинитель просил дать каждому из них 3 года тюремного заключения, а после отбытия срока назначить политзекам ограничение свободы: Омерову-старшему - на 1 год 9 месяцев, его сыну - на полгода, Айдеру Джаппарову - на 1 год 2 месяца.
Джаппаров и Омеров-старший объявлены виновными по части 1 статьи 205.5 УК России (организация деятельности террористической организации), а Омеров-младший - по части 2 той же статьи (участие в деятельности такой организации). Всех троих также осудили по части 1 статьи 30 - статья 278 кодекса (приготовление к захвату власти).
После оглашения приговора дочь Энвера Омерова попросила у судебных приставов разрешения "прикоснуться к руке отца", после чего на нее стали составлять административный протокол. Матери девушки Лемаре Омеровой, инвалиду III группы с врожденным неврозом слуховых нервов, стало плохо, в суд вызвали медиков.
У суда соотечественники обвиняемых провели пикет.
Пикет крымских татар у военного суда. Фото: "Крымская солидарность"
В ночь на вторник на въезде на Керченский мост сотрудники ДПС задержали 120 крымских татар, которые ехали в Ростов, чтобы поддержать обвиняемых. У задержанных забирали паспорта, водительские права, технические паспорта на машины. Их продержали на мосту 9 часов и затем вынудили вернуться в Крым. 58-летнему ветерану крымскотатарского движения Усеину Велихаеву во время ожидания стало плохо - у него поднялось артериальное давление.
11 января подсудимые выступили с последними словами. Энвер Омеров заявил, что никогда не был причастен к терроризму. "Как в прошлом ни народ, ни весь мир не принял ярлыки предателей, так и сегодня мой мудрый народ не примет ярлыки террористов и экстремистов. Как бы ни стремились демонизировать крымских татар и радикализировать ислам в Крыму - этого не было, нет и не будет, - подчеркнул политзек. - Я и мой народ не совершали ничего, о чем должны сожалеть. Крым - наш дом, и нам некуда бежать. Крымские татары - это наша национальность, ислам - наша религия".
Обвинение опирается на тайные аудиозаписи трех собраний с участием обвиняемых, показания секретных свидетелей и изъятые в ходе обысков тексты "Хизб ут-тахрир".
Согласно фабуле дела, Омеров-старший не позднее 10 февраля 2017 года создал в Белогорске ячейку "Хизб ут-тахрир" и руководил ей вместе с Джаппаровым вплоть до задержания 10 июня прошлого года. Как утверждается, он и Джаппаров планировали работу "ячейки", организовывали и проводили партийные собрания, подбирали для них материалы, давали участникам "ячейки" инструкции по "вербовке" новых членов, определяли меры конспирации. Риза Омеров в свою очередь якобы участвовал в этих собраниях, на них проходил обучение, пропагандировал идеи исламской партии среди местных жителей. Согласно обвинительному заключению, Омеров-старший убеждал членов "ячейки", что в России "органами государственной власти нарушаются права мусульман, поэтому необходимо призывать верующих объединиться" для создания теократического унитарного государства "Всемирный исламский халифат".
Обвиняемые были задержаны сотрудниками крымского УФСБ 10 июня 2019 года после обысков в их домах и впоследствии заключены в СИЗО по решению Киевского райсуда Симферополя. У жены Ризы Омерова, беременной четвертым ребенком, во время обыска преждевременно начались роды; беременность удалось спасти.
Следствие по делу вел старший следователь следственного отдела УФСБ старший лейтенант юстиции Сергей Босиев. Оно было завершено 31 марта 2020 года. 24 апреля в Южном окружном военном суде состоялось предварительное заседание, после чего обвиняемых этапировали из Крыма в Ростов. Рассмотрение дела в суде началось 3 июня.
Отец и сын Омеровы до ареста жили в Белогорске, Джаппаров - в поселке Зуя Белогорского района. Энвер Омеров - предприниматель и крымскотатарский активист, 40-летний Риза Омеров работал торговым представителем. 32-летний Джаппаров работал монтажником и сервисным инженером. Все трое - граждане России и Украины, женаты. У Джаппарова - восемь малолетних детей, у Омерова-младшего - четверо.
Омеровы - родственники Рустема Исмаилова, которого в 2019 году приговорили к 14 годам лишения свободы по делу "Хизб ут-тахрир", а затем в апелляции этот срок был уменьшен на полгода.