новость Крым: по белогорскому делу "Хизб ут-тахрир" запросили сроки от 13 до 19 лет

23.12.2020
Айдер Джаппаров, Риза Омеров и Энвер Омеров. Фото: crimean-solidarity.org

Айдер Джаппаров, Риза Омеров и Энвер Омеров. Фото: crimean-solidarity.org

Прокурор Дмитрий Волков в ходе прений в Южном окружном военном суде (Ростов-на-Дону) попросил суд приговорить троих крымчан - фигурантов белогорского дела "Хизб ут-тахрир" к срокам от 13 до 19 лет строгого режима, сообщает "Крымская солидарность".

Максимальный срок обвинитель просит назначить Энверу Омерову. Из этих 19 лет три года, по мнению прокурора, он должен провести в тюрьме, а после освобождения ему будет назначен 1 год 9 месяцев ограничения свободы. Для его сына Ризы Омерова прокурор просит 13 лет с первыми тремя годами срока в тюрьме, с полугодовым ограничением свободы после освобождения. Для Айдера Джаппарова прокурор просит 18 лет строгого режима с трехлетним отбыванием срока в тюрьме и ограничением свободы на 1 год 2 месяца после освобождения.

Джаппаров и Омеров-старший обвиняются по части 1 статьи 205.5 УК России (организация деятельности террористической организации; от 15 до 20 лет или пожизненное заключение), а Омеров-младший - по части 2 той же статьи (участие в деятельности такой организации; от 10 до 20 лет). Всем троим также инкриминирована часть 1 статьи 30 - статья 278 кодекса (приготовление к захвату власти; до 10 лет).

Согласно фабуле дела, Омеров-старший не позднее 10 февраля 2017 года создал в Белогорске ячейку "Хизб ут-тахрир" и руководил ей вместе с Джаппаровым вплоть до задержания 10 июня прошлого года. Как утверждается, он и Джаппаров планировали работу ячейки, организовывали и проводили партийные собрания, подбирали для них материалы, давали участникам ячейки инструкции по вербовке новых членов, определяли меры конспирации. Риза Омеров в свою очередь якобы участвовал в этих собраниях, в ход них проходил обучение, пропагандировал идеи исламской партии среди местных жителей. Согласно обвинительному заключению, Омеров-старший убеждал членов ячейки, что в России "органами государственной власти нарушаются права мусульман, поэтому необходимо призывать верующих объединиться" для создания теократического унитарного государства "Всемирный исламский халифат".

Обвинение опирается на тайные аудиозаписи трех собраний с участием обвиняемых, показания секретных свидетелей и изъятые в ходе обысков тексты "Хизб ут-тахрир". Все трое крымских татар отказываются признать вину.

Обвиняемые были задержаны сотрудниками крымского УФСБ и впоследствии заключены в СИЗО по решению Киевского райсуда Симферополя. Следствие по делу вел старший следователь следственного отдела УФСБ старший лейтенант юстиции С. А. Босиев. Оно было завершено 31 марта. 24 апреля в Южном окружном военном суде состоялось предварительное заседание, после чего обвиняемых этапировали из Крыма в Ростов. Рассмотрение дела в суде продолжается с 3 июня.

Отец и сын Омеровы до ареста жили в Белогорске, Джаппаров - в поселке Зуя Белогорского района. 59-летний Энвер Омеров - предприниматель и крымскотатарский активист, 40-летний Риза Омеров работал торговым представителем. 32-летний Джаппаров работал монтажником и сервисным инженером. Все трое - граждане России и Украины, женаты. У Джаппарова - восемь малолетних детей, у Омерова-младшего - четверо.

Лутфие Зудиева, крымскотатарская активистка
В июне 2019 года ФСБ задержала пожилого человека, зарабатывавшего на жизнь тем, что перерабатывал и продавал продукты молочного питания. Эту семью весь Белогорск знает. Взяли его по дороге в Ростов-на-Дону, куда он ехал на судебное заседание к другим крымским татарам, и вменили первую часть статьи 205.5 УК РФ (организация деятельности террористической организации) за аудиозаписи политических и религиозных разговоров. Ах, да. Самое важное. И за дискуссии о государстве, которое веками проводило политику по принципу "Крым без крымских татар" или чтобы "челом бил сей всеподданнейший раб". Потому что "свободный магометанский дух" их еще со времен Екатерины II не нравился то князьям, то графам и они неустанно писали докладные записки с вариантами усмирения непокорных.

Вот не бил же челом, а надо. Надо бить и приговаривать: "В Крыму нет политических заключенных". Водить хороводы в крымскотатарских костюмах в годовщины "крымской весны", писать доносы, подписывать протоколы на допросах у ФСБ против своих соотечественников и единоверцев. И вообще жить тихо и спокойно, чтобы не раздражать лишний раз центр "Э" или ФСБ своей политической и гражданской позицией, которая никак не впишется за 7 почти лет в концепцию "светлого крымского будущего".

Вот и вся "контртеррористическая" борьба с ретроспективой. Ссылки, депортации, посмертные почти приговоры невиновным людям. Не умеют же по-другому. За несколько столетий не захотели и не стремятся вообще что-то переосмыслить.

23.12.2020


новость Новости по теме