Фигуранты дела "Седьмой студии" отказались признать вину на суде
Все четверо фигурантов основного дела "Седьмой студии" - Кирилл Серебренников, Алексей Малобродский, Юрий Итин и Софья Апфельбаум - на первых слушаниях в рамках разбирательства по существу отказались признать вину. Об этом сообщает "Медиазона".
Процесс ведет судья Мещанского райсуда Москвы Ирина Аккуратова. Обвинение поддерживают прокуроры Лавров и Игнатова. "Потерпевшим" по делу признан Минкульт, заявивший к подсудимым гражданский иск на 133 миллиона рублей - именно в такую сумму оценивается вмененный фигурантам ущерб. Чиновник ведомства также присутствует на разбирательстве.
Предварительные слушания по делу прошли 17 октября. На них судья Аккуратова продлила Серебренникову, Итину и Апфельбаум срок домашнего ареста до 3 апреля будущего года, то есть до полугода с момента поступления материалов в суд. Четвертый фигурант, Малобродский, находится под подпиской о невыезде.
Адвокат Малобродского Ксения Карпинская настаивала на возврате дела в прокуратуру, однако в этом было отказано.
Первое заседание по существу, первоначально назначенное на 25 октября, было отложено из-за болезни Карпинской.
7 ноября после оглашения прокурором Лавровым обвинительного заключения Итин, бывший директор "Седьмой студии", кратко заявил, что вину не признает, а отношение к обвинению поручил высказать своему адвокату Юрию Лысенко. Юрист, в свою очередь, указал, что обвинение не соответствует нормам УПК, подкрепив это заявление аргументами.
Директор Российского академического молодежного театра Апфельбаум, на момент вмененных ей действий работавшая начальницей департамента Минкульта, заявила, что в целом не понимает обвинения, а ее показания искажены.
Малобродский, бывший генпродюсер "Седьмой студии", заявил: "Я не понимаю, какое именно хищение я совершил. Не понимаю, чьим доверием я злоупотребил или обманул. Нет ни одного внятного указания... Обвинительное заключение сводится к многократному повторению эпизодов трансакций со страшилками "выполняя указание Серебренникова" и так далее".
"Сумма понятна?" - уточнила судья Аккуратова. "С таким же успехом можно было назвать любую другую сумму", - возразил подсудимый.
Основной фигурант дела режиссер Серебренников, бывший худрук "Седьмой студии", отметил: "У них там сломался принтер, и они там одно и то же печатают. Ты понимаешь слова, но связать это в смысл не можешь. Эту мантру "Серебренников дал указания превратить что-то во что-то" - я не понимаю, как эта фраза относится ко мне как к худруку, который всегда сторонился финасовой деятельности. Обвинение сводится к тому, что мы предоставляли в Минкульт ложные данные о количестве мероприятий, а я утверждаю, что как худрук следил за мероприятиями, которыми проект знаменит".
Далее Аккуратова поставила вопрос о порядке исследования доказательств. Серебренников, Малобродский и Апфельбаум выразили готовность дать показания до исследования материалов дела; Итин заявил, что хочет выступить с показаниями после. Такой порядок и утвердила судья. После этого начался допрос Серебренникова.
Всем четырем фигурантам инкриминирована часть 4 статьи 159 УК (мошенничество в особо крупном размере в составе организованной группы с использованием служебного положения). Эта норма предусматривает до 10 лет колонии.
Согласно фабуле дела, в 2011-2014 годах Минкульт выделил Серебренникову свыше 214 миллионов рублей на реализацию проекта "Платформа", целями которого были названы развитие и популяризация современного искусства. Для воплощения проекта образовали "Седьмую студию".
Однако, заявляет обвинение, Серебренников дал другим фигурантам указание завысить данные о количестве и стоимости мероприятий. Также утверждается, что режиссер поручал обеспечивать заключение "Седьмой студией" с подконтрольными ему фирмами, в том числе однодневками, фиктивных договоров на реализацию мероприятий проекта "Платформа". Средства, переведенные по этим договорам, якобы были обналичены и распределены Серебренниковым между фигурантами.
В Минкульт, утверждает обвинение, представлялись подложные финансовые отчеты о выполненных работах, которые Апфельбаум согласовывала без надлежащей проверки.
В отдельные производства выделены дела еще двух фигуранток. Это бывшая главбух "Седьмой студии" Нина Масляева и преемница Малобродского в должности генпродюсера Екатерина Воронова. Масляева единственной из фигурантов дала признательные показания; материалы в ее отношении выделены в отдельное производство. До суда дело Масляевой еще не дошло; в прошлом месяце Мосгорсуд продлил ей арест до 19 января следующего года.
Воронова скрылась за границей. Она объявлена в розыск.
14 августа стало известно, что Малобродский обратился в ФСБ с требованием открыть дело о фальсификации следователем СКР протокола допроса свидетельницы - бывшего бухгалтера и специалиста по кадрам "Седьмой студии" Ларисы Войкиной. В исходный текст протокола были добавлены вставки, а отрицательные ответы на ряд вопросов оказались заменены утвердительными.
27 сентября стало известно, что СКР отверг обвинения со стороны Малобродского. В ответе за подписью замначальника управления по расследованию особо важных дел центрального главка ведомства Сергея Голкина подмена протокола была названа следствием ошибки.