Фигурант барнаульского "дела о мемах" Шашерин отправлен на психэкспертизу
Алтайский краевой суд оставил в силе решение суда первой инстанции об отправке на стационарную психолого-психиатрическую экспертизу жителя Барнаула Андрея Шашерина, сообщает агентство "Банкфакс".
Суд утвердил решение судьи Ленинского райсуда Барнаула Ирины Плоских, 24 июля удовлетворившей ходатайство следователя отдела СКР по Ленинскому району Антона Костырко о принудительной госпитализации обвиняемого.
Как сообщает "Новая газета" со ссылкой на Шашерина, судья краевого суда объявил заседание закрытым и запретил вести аудиозапись, сославшись на то, что психическое состояние фигуранта дела - врачебная тайна. Слушания в Ленинском суде также проходили в закрытом режиме.
Теперь барнаульца ожидает госпитализация. По закону он может провести в психбольнице до 90 дней.
Еще до вступления решения о госпитализации в законную силу следователь Костырко дважды пытался вручить Шашерину документ об отправке в психбольницу. В апелляционной жалобе, поданной 2 августа, Шашерин ссылался на заключение московской коллегии психиатров "Справедливая медицина", которая признала его вменяемым.
38-летний Шашерин, строитель по профессии, отец пятилетнего ребенка, обвиняется по части 1 статьи 282 (возбуждение ненависти либо вражды; от 2 до 5 лет) и части 1 статьи 148 УК (оскорбление чувств верующих; до года колонии). Ему инкриминируют размещение на личной ВК-странице 36 мемов, которые, по версии следствия, "имеют негативный посыл в отношении группы лиц по национальному или религиозному признаку".
Среди этих изображений - мем с патриархом Кириллом и Иисусом Христом, спрашивающим у него время, сделанный на основе известной фотографии с сайта РПЦ, с которой после обработки были убраны швейцарские чаcы Breguet за 30 тысяч евро у него на руке, однако осталось их отражение на поверхности стола. "В данном контексте образ Христа используется для демонстрации негативных качеств служителей церкви - стремление к обогащению. Коммуникативная цель - дискредитация РПЦ", - говорится по поводу изображения в психолингвистической экспертизе.
О деле Шашерина стало известно 2 августа. Он рассказал "Дождю", что 5 марта нынешнего года у него прошел обыск с участием СОБРа. На него надели наручники и отвезли в ЦПЭ, где угрозами принудили написать явку с повинной, одновременно допросив его жену и отца. "Жену запугивали тем, что если я не возьму на себя вину, то вся эта ситуация отразится на сыне, что я могу и не вернуться домой сегодня. Мне тоже говорили, что если я хочу уехать домой, то лучше бы посотрудничать. В противном случае я могу прямо из кабинета уехать в СИЗО. Мне намекали, что и в тюрьме со мной может всякое случиться, подразумевая сексуальное насилие. В садике у сына все будут знать, что отец - экстремист. Родственники не смогут устроиться на государственную службу. Если я принимаю их условия, то все может ограничиться небольшим штрафом или исправительными работами", - рассказывал обвиняемый. На тот момент уголовное дело еще не было возбуждено: его открыли только 5 апреля.
Показания против Шашерина дали студентки кафедры уголовно-правовых дисциплин факультета экономики и права алтайского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Анастасия Битнер и Дарья Исаенко. Они же ранее донесли на барнаульцев Марию Мотузную и Даниила Маркина, которых преследуют по похожим делам. Психолингвистическую экспертизу для дела провели в Лингвистическом экспертно-консультационном центре в Барнауле - эта же организация причастна к фабрикации дела Мотузной.