Фигуранта дела об атаке на Нальчик Хакулова отказались освободить по болезни
Кировский облсуд отказал фигуранту дела о нападении моджахедов на Нальчик Амуру Хакулову, осужденному к 20 годам строгого режима, в освобождении из колонии по состоянию здоровья. Об этом сообщил в своем твиттере корреспондент "Коммерсанта" Григорий Туманов.
Между тем, как ранее рассказала изданию юрист организации "Правовая инициатива" Диана Костина, представляющая интересы Хакулова, по крайней мере один из его диагнозов включен правительством в список заболеваний, наличие которых позволяет судам освобождать заключенных от дальнейшего отбытия срока. Костина, однако, оговорилась, что освобождать таких больных суды согласно постановлению вправе, но не обязаны.
Между тем возможность освобождения Хакулова подтвердила в своем заключении и фсиновская медсанчасть № 43 в Кирове. Однако результаты этой экспертизы также не повлияли на решение суда.
На сайте "Правовой инициативы" указывается, что Хакулов страдает рядом тяжелых заболеваний, в том числе хронической почечной недостаточностью терминальной стадии. Состояние осужденного все время ухудшается. В январе 2016 года медкомиссия вынесла заключение о невозможности содержания больного в местах лишения свободы. Однако Верховный суд отказался освободить его, сославшись на ошибки в оформлении заключения.
В ночь с 14 на 15 марта Хакулова этапировали из нальчикского СИЗО-1 в колонию. Ходатайство юристов об отсрочке исполнения приговора было отклонено.
16 марта "Правовая инициатива" обратилась в ЕСПЧ с запросом о срочных обеспечительных мерах в отношении больного. На другой день запрос был удовлетворен.
После этого Хакулову начали делать гемодиализ, а также от двух до четырех раз в неделю возить из колонии в областную больницу для проведения других жизненно важных процедур. Однако, заметила Костина, эти меры недостаточны. "Врачи рекомендовали перитонеальный диализ как наиболее подходящий метод пожизненной заместительной почечной терапии, - пояснила она. - Мы опасаемся, что в условиях колонии с этим могут быть проблемы".
Хакулов - житель Кабардино-Балкарии. Как следовало из его показаний на суде, к атаке на Нальчик его привлекли обманом. Знакомый, рассказывал подсудимый, попросил его 13 октября 2005 года "поучаствовать в разборках, просто постоять". Хакулов согласился и отправился вместе с братом, а колонну машин сопровождали неизвестные, явившиеся вместе со знакомым.
На окраине Нальчика, продолжил подсудимый, из багажников начали доставать оружие. Хакулов попытался уйти, но один из моджахедов его остановил и потребовал взять автомат и участвовать в нападении на базу ОМОНа. В ходе перестрелки знакомый, который привлек Хакулова к атаке, был убит, а сам обвиняемый все же убежал. Несколько недель он скрывался, а в ноябре 2005-го сдался милиции.
В итоге подсудимый был признан виновным по целому ряду статей УК, в том числе 205 (теракт), 209 (бандитизм) и 317 (посягательство на жизнь правоохранителя).
В ходе атаки на Нальчик 13-14 октября 2005 года погибли 35 правоохранителей и военных, 15 гражданских лиц и 95 моджахедов.
Процесс предполагаемых участников нападения начался в 2008 году в Верховном суде Кабардино-Балкарии. Первоначально в деле было 58 фигурантов, однако один из них - Мурадин Карданов - умер от туберкулеза в 2010 году, до окончания разбирательства.
Приговор оставшимся 57 обвиняемым был вынесен 23 декабря 2014 года. Пятерых подсудимых - Мурата Бапинаева, Расула Кудаева, Аслана Кучменова, Анзора Машукова и Эдуарда Миронова - приговорили к пожизненным срокам. Еще 49 обвиняемых получили от 10 до 23 лет. Наконец, троим - Анзору Ашеву, Казбеку Будтуеву и Залиму Улимбашеву - дали соответственно 8 с половиной лет, 4 года 10 месяцев и 5 лет 2 месяца. Их освободили от дальнейшей ответственности, поскольку назначенные им сроки они уже отбыли в заключении до приговора.
Подсудимые в зависимости от инкриминированной им роли были признаны виновными по статьям 205, 209, 317, а также 105 (убийство), 210 (организация преступного сообщества) и 279 (вооруженный мятеж).
Большинство обвиняемых отказались признать вину. При этом один из фигурантов, получивших пожизненных срок, - Машуков - назвал приговор политическим заказом.
28 января 2016 года Верховный суд России, рассмотрев апелляционные жалобы осужденных, подтвердил пожизненные сроки Бапинаеву, Кудаеву, Кучменову, Машукову и Миронову. Дело в отношении Сергея Казиева, получившего 14 с половиной лет строгого режима и умершего в августе 2015 года в СИЗО вскоре после выхода из голодовки, прекратили. Остальным фигурантам дела, также получившим определенные сроки, длительность заключения сократили на время от 20 суток до 1 года.