Родственники требуют сообщить, где похоронены убитые при атаке на Нальчик
15 родственников граждан, убитых в ходе атаки моджахедов на Нальчик в октябре 2005 года, подали в суд города иск к правительству Кабардино-Балкарии с требованием сообщить, где похоронены погибшие. Об этом сообщает "Коммерсант" со ссылкой на юриста организации "Правовая инициатива" Рустама Мацева, представляющего интересы истцов. Дата первого заседания, по информации газеты, может быть назначена уже в течение нынешней недели.
В ходе боев в Нальчике, рассказал Мацев, были убиты около 100 предполагаемых моджахедов, причем четверых так и не опознали, а сама процедура опознания вызывает вопросы. В частности, одного из погибших идентифицировали как Мурадина Карданова и кремировали. Между тем несколько лет спустя Карданов был обнаружен живым и задержан. В 2010 году, уже после начала судебного процесса, он умер в СИЗО от туберкулеза.
Уголовное преследование убитых прекратили по нереабилитирующим обстоятельствам. Как утверждают силовики, все погибшие - непосредственные участники атаки исламистов. При этом в России действует запрет на выдачу тел участников вооруженного подполья родственникам. Он закреплен в законах "О борьбе с терроризмом" и "О погребении и похоронном деле".
Однако, как заметила изданию Римма Набитова, чьи два сына погибли во время боев в Нальчике, "никто не давал гарантий, что эти люди были убиты за дело". "Никто не говорит, что все они невиновны, - пояснила собеседница газеты. - Но всем нам автоматически отказали в выдаче тел и предоставлении информации".
6 июня 2013 года ЕСПЧ признал запрет на выдачу тел убитых участников вооруженных формирований нарушающим статьи 8 (право на уважение частной и семейной жизни) и 13 (право на эффективное средство правовой защиты) Европейской конвенции. Решение было принято по итогам рассмотрения двух исков: первый подала семья убитого президента Ичкерии Аслана Масхадова, а второй - как раз родственники погибших в Нальчике.
Однако в Кремле решению ЕСПЧ подчиниться отказались, заявив, что об отмене запрета "не может быть и речи".
Между тем Конституционный суд, признав в 2007 году запрет выдавать тела моджахедов соответствующим Основному закону, постановил, что в индивидуальных случаях этот запрет может быть снят.
В январе нынешнего года, руководствуясь решением Страсбургского суда, родственники убитых в Нальчике обратились к главе Кабардино-Балкарии Юрию Кокову с просьбой сообщить "о месте и способе захоронения" их родственников. В аппарате Кокова заявителям сообщили, что обращение передано в прокуратуру. Этот шаг и оспаривается истцами в суде.
Как заметил Мацев, в иске указывается на замечание Конституционного суда относительно возможности снятия запрета в индивидуальных случаях. "Указание места захоронения уже не может повлиять на общественную безопасность, поэтому власти республики были вправе предоставить всю нужную информацию", - пояснил юрист.
Между тем в другом регионе Северного Кавказа - Ингушетии - запрет на выдачу тел моджахедов не действует. Он был отменен еще в 2011 году решением главы региона Юнус-Бека Евкурова.
Атака на Нальчик произошла 13-14 октября 2005 года. Как сообщалось, в результате боев погибли 35 правоохранителей и военных, 15 гражданских лиц и 95 участников исламистского вооруженного подполья.
Процесс предполагаемых участников нападения начался в 2008 году в Верховном суде Кабардино-Балкарии. Первоначально в деле было 58 фигурантов, однако Карданов умер до окончания разбирательства.
Приговор оставшимся 57 обвиняемым был вынесен 23 декабря 2014 года. Пятерых подсудимых - Мурата Бапинаева, Расула Кудаева, Аслана Кучменова, Анзора Машукова и Эдуарда Миронова - приговорили к пожизненным срокам. Еще 49 обвиняемых получили от 10 до 23 лет. Наконец, троим - Анзору Ашеву, Казбеку Будтуеву и Залиму Улимбашеву - дали соответственно 8 с половиной лет, 4 года 10 месяцев и 5 лет 2 месяца. Их освободили от дальнейшей ответственности, поскольку назначенные им сроки они уже отбыли в заключении до приговора.
Подсудимые в зависимости от инкриминированной им роли были признаны виновными по статьям 105 (убийство), 205 (теракт), 209 (бандитизм), 210 (организация преступного сообщества), 279 (вооруженный мятеж) и 317 УК (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа).
Большинство обвиняемых отказались признать вину. При этом один из фигурантов, получивших пожизненных срок, - Машуков - назвал приговор политическим заказом.
28 января 2016 года Верховный суд России, рассмотрев апелляционные жалобы осужденных, подтвердил пожизненные сроки Бапинаеву, Кудаеву, Кучменову, Машукову и Миронову. Дело в отношении Сергея Казиева, получившего 14 с половиной лет строгого режима и умершего в августе 2015 года в СИЗО вскоре после выхода из голодовки, прекратили. Остальным фигурантам дела, также получившим определенные сроки, длительность заключения сократили на время от 20 суток до 1 года.