Дело об "осквернении бетонной плиты" возвращено в прокуратуру
Мировая судья 1-го участка Волжского района Саратова Оксана Шамаилова вернула в прокуратуру дело активистов анархо-националистического движения "Народная воля" Андрея Марцева и Кирилла Каблова, обвиняемых в "осквернении бетонной плиты" на набережной Волги посредством изображения на этой плите флага Украинской повстанческой армии. Об этом сообщает "Версия".
Основанием для своего решения Шамаилова назвала неустранимые в рамках судебного разбирательства нарушения в обвинительном заключении, наличие которых препятствует реализации права подсудимых на защиту. Теперь обвинительное заключение должно быть переработано; после этого дело будет повторно передано в суд.
С ходатайством о возврате дела в прокуратуру ранее в четверг выступила сама обвинитель - помощник прокурора Волжского района Анна Юнусова. Она заявила, что в обвинительном заключении не конкретизировано место нанесения граффити, а также не указано, какие именно символы были изображены на стене.
Почему прокурор и судья обратили внимание на эти нарушения только теперь, когда уже началось рассмотрение дела по существу, не уточняется.
Марцеву и Каблову вменена часть 2 статьи 214 УК (вандализм, совершенный группой лиц). Активистам грозит до трех лет колонии. Оба находятся под подпиской о невыезде.
Судебное разбирательство началось 17 декабря 2015 года. Защищает обоих подсудимых адвокат Виктор Левинский. Сами они вину не признают, отмечая, что действительно нанесли на плиту рисунок, однако не считают эти действия вандализмом. Ранее Марцев заявлял, что активисты изобразили на плите не флаг УПА, являющийся также флагом "Правого сектора", а "черный флаг и черно-красное знамя ударного корниловского полка".
12 июля Марцев, Каблов и их товарищ Дмитрий Крайнов были задержаны в разных районах Саратова и доставлены в городской ОП-1. Там активистов опросили и подвергли дактилоскопии, после чего изъяли у них планшет, флэшки, черно-красные ленты и сувенирные "визитки Яроша". Затем на задержанных оформили протоколы по статье 20.3 КоАП (публичное демонстрирование запрещенной символики), после чего отпустили.
Однако 27 июля в 6 утра оперативники ЦПЭ одновременно вломились в четыре разные квартиры, принадлежащие родственникам Марцева и Каблова, и провели там обыски. Были изъяты, в частности, компьютеры, мобильники, а также два пневматических пистолета и пейнтбольная граната. После этого обоим активистам предъявили обвинение.
В те же дни сообщалось, что в деле есть некий третий фигурант. Очевидно, имелся в виду Крайнов, которого силовики не сумели разыскать. Так или иначе, в итоге на скамье подсудимых оказались только Марцев и Каблов. Крайнов же проходит по делу свидетелем. 17 декабря он дал показания в пользу подсудимых.
Между тем Марцев ранее рассказывал, что еще в мае 2015-го, до открытия дела, силовики поставили телефон Каблова на прослушку. По словам активиста, против его товарища хотели сфабриковать дело по части 2 статьи 282 УК (возбуждение ненависти либо вражды), предусматривающей до пяти лет колонии и искали для этого подходящий повод.
Теперь материалы прослушки включены в дело о вандализме. Они призваны доказать наличие у подсудимых политических мотивов. Между тем оба активиста категорически отвергают политическую подоплеку своих действий.
Вечером 1 октября Марцев был избит неизвестными, которые перед этим долгое время следили за ним. Активисту разбили голову; врачи зафиксировали также колотую рану на ноге. При этом у него не отобрали ни мобильник, ни планшет, ни 4 тысячи рублей, а взяли только пачку сигарет и 200 рублей, которые выпали у Марцева во время потасовки.
Активист предположил, что таким образом ему попытались дать понять, чтобы он свернул деятельность и не делал заявлений перед предстоящим судом. Ранее Марцеву поступали угрозы в связи с его неприятием агрессии на Украине.