новость Подсудимые по делу БОРН выступили с последним словом

17.03.2015
Задержанные Максим Баклагин и Вячеслав Исаев. Кадр Первого канала

Задержанные Максим Баклагин и Вячеслав Исаев. Кадр Первого канала

Все четверо подсудимых по делу Боевой организации русских националистов - Максим Баклагин, Вячеслав Исаев, Михаил Волков и Юрий Тихомиров - на слушаниях в Мособлсуде выступили перед присяжными с последним словом. Об этом сообщает "Медиазона".

Баклагин, ранее в процессе частично признавший вину, заверил, что искренне раскаивается в содеянном, и напомнил, что последние два года перед задержанием не совершал убийств. "Я хочу сказать, что убивать нельзя никому и никогда, - заявил он. - Монополия на насилие должна принадлежать государству".

Вместе с тем Баклагин заметил: "В период моего взросления шла война на Кавказе, гремели взрывы, возвращались инвалиды. Для меня это не могло пройти бесследно". Он также предупредил присяжных на случай, если они видели публикации о деле БОРН, что "журналисты люди, у которых есть свои взгляды, - некоторые из них симпатизируют СК, ФСБ или анархистам".

Исаев, признавший вину в полном объеме, ссылался на влияние товарищей по организации - уже осужденного Никиты Тихонова и погибшего Алексея Коршунова. В то же время он отмечал "беспредел кавказцев" и вспоминал о своем возмущении словами судьи Мосгорсуда Эдуарда Чувашова, заявившего в одном из заседаний, что иногда русские ведут себя так, что их самих нужно "вешать и убивать". "По эпизоду убийства (таксиста. - Ред.) Соса Хачикяна я не оправдываю себя, но и Хачикяна не могу оправдать", - также сказал Исаев.

Подсудимый отверг утверждение о наличии у него мотива национальной ненависти, признав, однако, что в его преступлениях был "идеологический момент". "Если бы не было той информации (о реальных или мнимых обидах русским. - Ред.), которая попадала к нам, то и убийств бы не было", - пояснил он.

Свое последнее слово Исаев также заключил заверениями в искреннем раскаянии и извинениями перед родственниками погибших. "Я хотел бы обратиться к молодежи: убийствами вы ничего не добьетесь, живите с чистыми руками, создавайте семь", - сказал подсудимый.

Волков, который, как и Баклагин, признал вину частично, вместо того чтобы комментировать свои поступки и мотивы, обратился к присяжным с призывом "быть вдумчивыми и самостоятельными". "Я рассчитываю на ваше неравнодушие, житейский опыт и проницательность, - завершил подсудимый свое выступление. - Все мои надежды на чудо, и это чудо в ваших руках. Это в ваших силах".

Последним выступал Тихомиров. Он единственный из фигурантов дела, кому не вменяются убийства и покушения и не грозит пожизненное заключение. Кроме того, он один из всех подсудимых полностью отрицает свою вину.

Тихомиров заявил, что дело БОРН "используется для плетения каких-то политических интриг". Он высказал предположение, что преследованием участников группировки кто-то пытается скомпрометировать бывшего первого замглавы администрации президента Владислава Суркова. "Власть имущие пытаются удержать власть, показав, что могут справиться с внутренними проблемами", - начал подсудимый, однако председательствующий в процессе судья Александр Козлов прервал его, потребовав выступать по существу дела.

После этого Тихомиров обвинил Баклагина и Исаева в том, что они его оговаривают. "Когда перед ними маячит пожизненное, тогда и друг им становится уже не друг", - заметил он. Подсудимый добавил, что не виновен во вменяемом ему преступлении. "У меня есть соображения о том, кто это может быть на самом деле, - заметил он, - но этот человек почему-то выведен из-под удара. Вероятно, потому что является стукачом и агентом".

Далее Тихомиров вновь назвал одной из целью дела "собирание компромата на неугодных политиков о якобы их причастности к БОРН". Свое выступление он завершил просьбой об оправдательном вердикте.

Следующее заседание по делу состоится 19 марта. Оно пройдет без участия присяжных, поскольку на нем стороны процесса будут обсуждать дополнения и исправления к опросному листу, который днем позже предполагается вручить заседателям. Проект опросного листа уже опубликован "Медиазоной". В нем 69 вопросов.

Ранее во вторник стороны завершили прения, обменявшись репликами. Как написал в твиттере адвокат Волкова Денис Зацепин, прокурор Светлана Артемьева в своей реплике заявила, что "Тихонов уже осужден за руководство БОРН, так что факт БОРН доказан". "Выглядит, - заметил адвокат, - как закладывание железобетонных оснований для отмены приговора на случай, если вердикт не устроит обвинение".

Суд по делу БОРН начался 13 ноября 2014 года. Коллегию присяжных удалось отобрать лишь с шестой попытки. 11 февраля 2015-го в ходе прений сторон прокуроры Александр Архипов и Светлана Артемьева потребовали у присяжных обвинительного вердикта по всем эпизодам, которые вменены подсудимым.

В деле девять эпизодов. Первый - участие в экстремистском сообществе, банде и незаконном обороте оружия. Остальные эпизоды - убийства и покушения, совершенные в 2008-2011 годах.

Подсудимым в зависимости от их роли вменяются убийства лидеров антифашистских движений Ильи Джапаридзе, Ивана Хуторского и Федора Филатова, члена кавказской националистической группировки "Черные ястребы" Расула Халилова, чемпиона мира по тайскому боксу Муслима Абдуллаева, судьи Чувашова и таксиста Хачикяна, а также покушения на гражданина Рамазана Нуричуева и милиционера Гагика Беняминяна.

Таким образом, подсудимым в зависимости от вменяемой роли инкриминированы пункты "а", "ж", "з", "л" части 2 статьи 105 (убийство двух или более лиц организованной группой по мотивам расовой или национальной ненависти, сопряженное с бандитизмом), статья 295 (посягательство на жизнь судьи) и 317 (посягательство на жизнь правоохранителя), часть 2 статьи 209 (участие в банде) и часть 3 статьи 222 (незаконный оборот оружия организованной группой) либо часть 3 статьи 33 - часть 3 статьи 222 (организация такого оборота).

Первоначально каждому из четверых инкриминировалась также часть 2 статьи 282.1 УК (участие в экстремистском сообществе), предусматривающая до четырех лет колонии. На слушаниях 3 февраля судья Козлов предложил подсудимым снять это обвинение за истечением срока давности, то есть по нереабилитирующему основанию. Баклагин и Исаев согласились на это предложение. Между тем Волков и Тихомиров такую возможность отвергли, поэтому их двоих по-прежнему обвиняют также и по "экстремистской" статье.

Организаторами и руководителями БОРН считаются Тихонов, пожизненно осужденный за убийство Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой, а также экстрадированный из Сербии Илья Горячев. Их дела были выделены в отдельное производство. Тихонов полностью признал вину и пошел на сделку со следствием. 24 сентября он был приговорен к 18 годам колонии в дополнение к пожизненному сроку. 29 января 2015-го Верховный суд оставил этот приговор в силе. Горячев, дело которого в суд еще не передано, напротив, не признал вину ни по одному вмененному эпизоду.

Коршунов, объявленный в розыск и скрывавшийся на Украине, в октябре 2011 года погиб от случайного взрыва собственной гранаты.

19 ноября 2014-го на допросе в суде по делу БОРН Тихонов заявил, что Горячев рассказывал ему о своих знакомствах в администрации президента и других властных структурах и предлагал в интересах власти совершать нападения на представителей политической оппозиции.

На другой день с показаниями выступила Евгения Хасис - гражданская жена Тихонова, отбывающая 18-летний срок за соучастие в убийстве Маркелова и Бабуровой. Она рассказала, что куратором БОРН в АП был Леонид Симунин, известный также как бывший глава люберецкого филиала прокремлевского движения "Местные". Ранее Олег Кашин обвинял Симунина в причастности к покушению, которому журналист подвергся в ноябре 2010 года. В августе 2014 года "Новая газета" писала, что функционер был направлен Кремлем в "ДНР" якобы для оказания помощи в сфере энергетики.

По словам Хасис, Симунин открытым текстом заказал Горячеву убийство сотрудника ФСБ, пообещав заплатить за это 5 тысяч евро. Горячев передал заказ Тихонову, однако тот наотрез отказался от предложения, заявив, что он революционер, а не наемный убийца.

Осенью 2009 года, добавила Хасис, Горячев сказал Тихонову, что было бы желательно убить какого-либо судью - какого именно, не важно. Он передал Тихонову список судей, которые вели дела против националистов. В этом списке был и Чувашов.

Однако Горячев, допрошенный в процессе 22 декабря, заявил, что не был связан с АП и не знаком с ее бывшим первым замглавы Владиславом Сурковым. Вопрос о знакомстве свидетеля с Симуниным судья Козлов снял. Свою причастность к БОРН Горячев также категорически отверг.

17.03.2015


новость Новости по теме