СК МВД обвинил руководство Hermitage Capital в давлении на следствие
Следственный комитет при МВД опроверг заявление инвестиционного фонда Hermitage Capital о попытке провести заочный арест одного из руководителей компании Ивана Черкасова. Как сообщила РИА "Новости" официальный представитель СК при МВД Ирина Дудукина, по мнению Комитета, руководство фонда таким образом пытается надавить на следствие.
Пресс-служба фонда в понедельник сообщила, что адвокаты Hermitage получили постановление следователя Комитета майора Сильченко, в котором он планирует провести заочный арест Черкасова. По данным компании, 24 марта двое сотрудников столичного ГУВД явились на его квартиру с целью сбора данных для начала процедуры заочного ареста.
"СК не подтверждает эту информацию - никаких активных действий по данному уголовному делу сейчас не проводится. Мы расцениваем рассылку подобных пресс-релизов как очередную попытку оказать давление на следствие, а также подготовку определенным образом общественного мнения со стороны главы фонда Браудера, что является недопустимым", - сказала Дудукина.
Следствие считает, что директор Hermitage Уильям Браудер и управляющий партнер аудиторской компании Firestone Duncan Сергей Магнитский создали криминальную схему оптимизации налогов зарегистрированных в Калмыкии и находившихся под управлением фонда компаний "Дальняя степь" и "Сатурн инвестментс", в результате чего бюджет недополучил более 500 миллионов рублей.
"Дело, в котором фигурирует Браудер, до сих пор находится в стадии расследования. Мы неоднократно предлагали ему приехать и дать показания. Если он не хочет приезжать в Россию, он может дать показания нотариусу в Великобритании, и их затем передадут нам. Форм, каким образом можно дать показания, много, но ни одной из них господин Браудер еще не воспользовался", - сказала Дудукина.
Уголовное преследование представителей Hermitage Capital началось в июне 2007 года. Руководство компании обвинили в уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере.
Юрист фонда Сергей Магнитский был арестован по обвинению в уклонении от уплаты налогов. После 11 месяцев заключения он скончался в СИЗО. Коллеги и адвокаты юриста возложили ответственность за его смерть на тюремную администрацию. После того, как группа правозащитников обратила внимание на это событие президента Медведева, СКП возбудил уголовное дело по факту смерти юриста.
Грани-ТВ: Тюремная медицина. Орудия пыток, политзеки, политические убийства
Справка
Дело Hermitage Capital
Версия СКП
Следствие считает, что Сергей Магнитский и Уильям Браудер создали криминальную схему оптимизации налогов зарегистрированных в Калмыкии и находившихся под управлением фонда Hermitage компаний "Дальняя степь" и "Сатурн инвестментс", в результате чего бюджет РФ недополучил более 500 миллионов рублей. ООО "Дальняя степь" и "Сатурн инвестментс" изначально создавались с преступными целями. Следствие считает, что с помощью этих и других компаний Браудер хотел обойти указ президента РФ от 1997 года "О порядке обращения акций "Газпрома"", запрещавший вплоть до 2006 года (отмена действия указа) иностранным инвесторам напрямую покупать на внутреннем российском рынке акции газового монополиста и незаконно получать на спекуляциях этими акциями сверхприбыль. Дело в том, что во время действия этого указа иностранцы имели возможность легально приобрести акции "Газпрома" только через депозитарные расписки на Лондонской бирже. Но там они стоили в разы дороже, чем на очень слабом в то время внутреннем российском рынке ценных бумаг. Вторая цель, которую, по версии следствия, преследовал Уильям Браудер,— это уклонение от уплаты налогов с полученной прибыли.
Следствие считает, что автором криминальной схемы являлся Сергей Магнитский. Согласно обвинительному заключению, он предложил для скупки акций "Газпрома" создать несколько фирм, учредителями которых выступили бы российские граждане и компании, а контроль над ними осуществлял бы лично глава Hermitage, став в этих фирмах гендиректором. Чтобы минимизировать налог на прибыль для этих фирм, Магнитский предложил Браудеру зарегистрировать их в Калмыкии, а в штат компаний набрать инвалидов. Налог на прибыль во время описанных в обвинительном заключении событий исчислялся по следующей формуле: 11 процентов компания обязана была заплатить в федеральный бюджет, 19 процентов — в бюджет субъекта федерации, на территории которого велась хозяйственная деятельность, и 5 процентов — в бюджет муниципального образования, где зарегистрирована компания. Однако если в компании более половины сотрудников являлись инвалидами, она по закону получала 50-процентную льготу по уплате налога с прибыли в федеральный бюджет. Регистрация же в свободной экономической зоне Калмыкии полностью освобождала компании от уплаты налога с прибыли в республиканский и муниципальный бюджеты. Таким образом, вместо 35 процентов по схеме, предложенной Сергеем Магнитским, налог на прибыль для компаний, созданных для скупки акций "Газпрома", составил только 5,5 процента.
По данным следствия, инвалиды в указанных компаниях лишь числились, не выполняя никакой работы и не получая зарплату. Кроме того, не было сделано и реальных инвестиций в свободную экономическую зону, что являлось главным условием предоставления льготы по уплате местных налогов. Адвокат Дмитрий Харитонов на это утверждает: "Никакого уклонения от уплаты налогов не было, и инвалиды в компаниях работали реальные. А сколько времени на работе должен проводить сотрудник, и должен ли вообще, и какие обязанности он должен выполнять, определяет работодатель, а не следствие. В нашем случае работодателя все устраивало".
Браудера следствие подозревает еще в нескольких эпизодах уклонения от уплаты налогов с использованием около 20 различных фирм ("Пифагор инвестментс", "Парфенинон", "Махаон" и т. д.), зарегистрированных в Москве, Калмыкии, Читинской области и Бурятии. В марте 2008 года обвинение в "уклонении от уплаты налогов с организации в особо крупном размере" было предъявлено управляющему московского филиала Hermitage Ивану Черкасову, который, по версии следствия, применил схему, аналогичную схеме, разработанной Сергеем Магнитским в ООО "Камея". Он был объявлен в розыск, но скрылся на территории Великобритании.
Версия Уильяма Браудера
Компания налоги переплачивала, о чем есть заключение налоговой инспекции. В 2005 году российские власти аннулировали визу Браудера и вскоре в компанию позвонил им некий налоговик и предложил помочь с визой на определенных условиях. Фонд отказался. После этого их обвинили в неуплате налогов, обыскали и изъяли электронные носители информации и документы, в том числе учредительные. Потом компании-"внучки" HSBC Private Bank, входящего в структуру банковской группы HSBC, через которую инвестфонд Hermitage работал в России, были переоформлены на других владельцев. Браудер утверждает, что это было можно сделать, только имея на руках учредительные документы. Документы же до сих пор находятся у силовиков, которые их изъяли при обыске. Затем новые хозяева тех самых "внучек" потребовали от налоговой службы возврата уплаченных за 2006 год налогов общей суммой чуть более 5 миллиардов рублей, и им эти деньги вернули. Браудер утверждает, что деньги были похищены западными инвесторами, которые находились в сговоре с российскими властями, а затем были отмыты через нью-йоркские банки.
По материалам "Коммерсанта"
Статьи по теме
Запущенный случай
Множатся слухи и комментарии по поводу смерти в СИЗО Сергея Магнитского, юриста компании Hermitage Capital Management. Многие считают его смерть не случайной. Как скажется этот инцидент на отношениях между Россией и Западом? Говорят Станислав Белковский, Юрий Шмидт, Алексей Навальный, Михаил Делягин.