Командира подлодки "Нерпа" обвинили в халатности
В уголовном деле о катастрофе на атомной подлодке "Нерпа" появились новые фигуранты. Как пишет "Коммерсант", обвинения в халатности предъявлены командиру экипажа лодки Дмитрию Лаврентьеву и бывшему командиру бригады, в которую входила "Нерпа", Сергею Захарченко. Их обвиняют в плохой подготовке подчиненных. До сих пор единственным обвиняемым по этому делу проходил матрос-контрактник Дмитрий Гробов.
По мнению следствия, командиры Гробова не обеспечили должного уровня подготовки личного состава К-152 и допустили несанкционированные действия матроса на ее борту. По словам источника "Коммерсанта", все члены экипажа "Нерпы" обладали информацией о возможности запуска системы пожаротушения в ручном режиме. "Гробов не мог не знать, к чему могут привести его действия. Но поступал так, судя по всему, из любопытства, помноженного на безалаберность",— считает собеседник издания.
Начальник службы информации и общественных связей ТОФ капитан первого ранга Роман Мартов сообщил, что Дмитрий Лаврентьев продолжает исполнять обязанности командира К-152. Сам капитан первого ранга Лаврентьев воздерживается от любых комментариев. Со всех фигурантов расследования уголовного дела взята подписка о неразглашении информации. Капитан первого ранга Захарченко в конце прошлого года был уволен в запас в связи с выходом на пенсию, отмечает газета.
Авария на АПЛ К-152 "Нерпа" произошла 8 ноября во время ходовых испытания. На борту подлодки была несанкционированно запущена система пожаротушения. В системе был фреон с примесью ядовитого тетрахлорэтилена. В результате отравления погибли 20 человек. Еще четыре десятка человек были госпитализированы. По версии следствия, систему пожаротушения запустил Гробов. Ему предъявлено обвинение в "причинении смерти по неосторожности двум и более лицам" (ч. 3 ст. 109 Уголовного кодекса).
АПЛ "Нерпа" после ремонта и завершения государственных испытаний 28 декабря 2009 года была включена в состав ВМФ России. Предполагается, что в этом году она будет передана в аренду военно-морским силам Индии сроком на десять лет по контракту на сумму в 650 миллионов долларов.
Комментарий
Согласно корабельному уставу, командир несет ответственность за все, что происходит на корабле. И за меньшие оплошности подчиненных командиров снимали с должности, даже если чужой идиотизм, по справедливости, никакого отношения к ним не имел. А тут два десятка трупов. И командованию, и следствию изначально было понятно, что в число ответчиков за катастрофу неминуемо должны войти командир корабля и старший на борту – командир бригады. Однако сосредоточились исключительно на матросе Гробове, чья вина, к слову сказать, не доказана до сих пор. По некоторым данным, он даже продолжает службу в бригаде.
Офицеры должны были подвергнуться, как минимум, административному взысканию, если в их действиях не было прямого влияния на катастрофическое развитие событий на борту корабля. В противном случае заводится уголовное дело. Тогда не завели. Понадобилась пауза в год. Зачем?
Начнем с того, что, судя по всему, до сих пор так и остается тайной, каким образом в системе ЛОХ оказался фреон с примесью ядовитого тетрахлорэтилена. Кто поставщик, кто заказчик, какова вина в этом судоремонтного завода, какова – командования бригады АПЛ? Это ключевой вопрос, от которого зависит жизнь подводников. Где гарантии, что лодка, выходящая сегодня в море, не несет в своих системах пожаротушения эту смертельно ядовитую смесь. Следствие молчит больше года. И вдруг "небывалая удача" - нашли халатность в действиях командиров.
Далее. Уголовные дела на офицеров были заведены сразу же после того, как "Нерпа" прошла все испытания и была включена в список ВМФ России – в конце декабря 2009 года. Все это время командир АПЛ выходил в море, командовал экипажем. Комбриг уволен тоже на исходе года.
Вспоминается эпизод из старого доброго фильма "На войне как на войне". Там комбат Сергачев докладывает командиру полка, что подаст рапорт о списании лейтенанта Малешкина. И сделает это после боя. Командир спрашивает: "Малешкин плохой командир?" - "Да!" - "Так почему же вы идете в бой с плохим командиром?" И замполит бросает реплику: "Странная логика у капитана Сергачева". Вот эту "странную логику" и продемонстрировали нам нынче командование флота и военные следователи.
Понятно, что опытные офицеры позарез были нужны для того, чтобы довести "Нерпу" до ума и не вляпаться в очередной скандал с индийцами. В их профессионализме никто не сомневался. Но после того, как "мавры" сделали свое дело, их решили не просто "уйти", а сделать венцом следствия, изрядно затянувшегося и малоуспешного. И руководство Амурского судоремонтного завода успокоится, и командование ТОФа дух переведет. А что касается двух нужных флоту командиров, так они, как говорится в другом советском фильме, "для этого годятся".
Владимир Темный
Справка
К-152 "Нерпа"
К-152 "Нерпа" - российская атомная подводная лодка 971И "Щука-Б", заводской номер 518. В настоящее время спущена на воду и достраивается для передачи в аренду ВМС Индии. Соглашение о строительстве и аренде двух АПЛ было подписано в январе 2004 года в ходе визита в Индию министра обороны России Сергея Иванова. Первоначально передача лодки ВМС Индии планировалась 15 августа 2007 года, но Амурский судостроительный завод задержал строительство корабля на десять месяцев и просил увеличить цену до 785 миллионов долларов. Индийская сторона согласилась лишь на отсрочку. Называлась новая дата сдачи в лизинг - с 15 июня 2008 года, за 650 миллионов долларов сроком на десять лет. Но позднее она была скорректирована на декабрь 2009 года, без изменения стоимости и срока лизингового договора.
В индийском флоте "Нерпа" будет носить имя INS Chakra. Ранее это имя носила советская атомарина К-43 проекта 670 "Скат", входившая в индийский флот на условиях лизинга в 1988-1992 годах и, несмотря на то, что вахту у атомного реактора несла группа советских моряков, ставшая за эти годы хорошей базой для обучения индийских подводников: многие моряки служившие на первой "Чакре" заняли впоследствии важные посты в военно-морских силах страны, в том числе восемь человек дослужились до адмиралов. Условия контракта с Индией также предусматривали достройку и передачу в аренду индийской стороне четвертой из недостроенных в Комсомольске-на-Амуре лодок, готовность которой по состоянию на 2002 год была равна 42 процентам, но позднее число подлодок было сокращено до одной. 11 июня 2008 года на К-152 начались испытания перед вводом в эксплуатацию. В конце октября от пирса сдаточной базы ОАО "Амурский судостроительный завод" подводная лодка вышла в открытое море. 31 октября лодка совершила первое погружение.
8 ноября 2008 года на "Нерпе", проходящей ходовые морские испытания, на верхних палубах первого и второго отсеков произошло несанкционированное срабатывание системы пожаротушения. В результате 20 человек погибло, 22 человека получили ожоги дыхательных путей. На лодке находилось 208 человек, в том числе 81 военнослужащий, остальные - гражданские лица: сдаточный экипаж, который управлял кораблем, и другие заводские специалисты. Корабль своим ходом прибыл на пункт временного базирования в Фокино, пострадавшие доставлены на берег большим противолодочным кораблем "Адмирал Трибуц" и направлены в госпиталь Тихоокеанского флота. Прокуратурой возбуждено уголовное дело по статье "Нарушение правил вождения и эксплуатации военного корабля, повлекшее по неосторожности смерь более двух лиц".
По материалам Wikipedia