История
Статьи
Явление Солженицына
И вот прошло полвека. Срок не только для человеческой жизни, но и для истории немалый. Много чего произошло в нашей жизни за эти пятьдесят лет. Солженицын менялся (а может быть, не менялся, а открывался, переставал таиться, становился все откровеннее?), и менялось мое отношение к нему.
Крестьянский крест
В фильме Пивоварова многократно повторяется, что коллективизация – это русская трагедия, русский холокост. При этом подчеркивается нерусское происхождение тех, кто проводил коллективизацию и раскулачивание, - это евреи, латыши, в крайнем случае молдаване. О трагедии других народов Советского Союза в фильме упоминается, но лишь по касательной.
Огоньки на Болотной
Вязкое болото с хлюпающими пузырями вызывает не столько страх и ненависть, сколько гадливость. Однако возможно и медленное осушение болота. Изменение атмосферы в стране, закачка свежего воздуха, чему способствуют одиночные пикеты и другие акции гражданского неповиновения. Эта работа грозит затянуться надолго, хотя не исключены и самые неожиданные сценарии.
Возвратный тиф
Предположение о том, что переименовать Волгоград не позволит избрание его в качестве одного из городов, где состоится чемпионат мира по футболу в 2018 году, сродни уверениям о коллапсе путинской власти осенью 2012-го. Наоборот, все говорит о том, что этот цикл российской истории стране придется пройти до конца.
Скованные одной нитью
Новым нашим геббельсятам, видимо, кажется, что они выдумывают что-то исключительно новое и небывалое. Эксклюзивно креативное, как они любят выражаться. А еще им кажется, что историю не знают и не хотят знать не только они, но и все прочие. Им, видимо, никто не рассказал о том, что они точь-в-точь повторяют ритуальную практику советской пропагандистской машины. Они, видимо, ничего не слышали о статьях и фельетонах с названиями типа "Плесень".
Умеренность в будущем
Водораздел рассечет лагерь умеренных. Лагерь тех, кто не любит Путина, но не хочет и боится революции. Кто не хочет и боится радикальной смены элит. Этот лагерь расколется на тех, кто будет уныло повторять "лучше Путин, чем революция", и тех, у кого хватит отчаяния ска-зать: "Уж лучше революция, чем Путин".
Выдающиеся депутаты
Поздно вечером члены комиссии Кизеветтера кадеты Маклаков, Струве, Чесноков и Булгаков, пытаясь спасти Думу, встречались со Столыпиным, но никакой уступки от него не добились. Столыпин настаивал на выдаче депутатов, члены комиссии считали это невозможным. Как свидетельствует Маклаков, на это премьер ответил следующими словами: "Ну, тогда делать нечего, только запомните, что я вам скажу: это вы сейчас распустили Думу".
Душевные тираны
В Кремле не меняется ничего. Разговор Путина и Маши Гессен - почти точная копия разговора Сталина и Булгакова. Сталин в начале разговора интересуется у Булгакова, хочет ли тот уехать. Путин интересуется у Гессен, поможет ли статус гонимого журналиста ее карьере или же ей нравилась ее работа. То есть априори подразумевается, что люди неспособны совершать честные поступки или что нравственность в том, чтобы лизать сапоги вождя.
Как хорошо быть Пиночетом
Пиночет - ревностный христианин (правда, католик, ну да ничего), друг США, покровитель молодых либеральных экономистов, устроивший бойню в центре собственной столицы, наплевавший на конституцию и законы, задавивший оппозицию и создавший новых собственников из своих друзей за счет приватизации государственного имущества. Ну чем не эталон для политиков и публицистов, оправдывавших расстрел собственного парламента?
В заложниках у лжи
Как свидетельствуют рассекреченные документы, даже в конфиденциальной переписке уже после 1945 года, в эпоху холодной войны, представители американского правительства никогда не возлагали прямую ответственность за Катынь на Советский Союз, мотивируя это отсутствием неопровержимых доказательств. Так продолжалось вплоть до признания Горбачевым советской ответственности за Катынь в 1990 году.