статья Тройной призыв

Иван Свенцицкий, 14.06.2005
Рисунок Сергея Нечаева

Рисунок Сергея Нечаева

Президент Чечни Алу Алханов подписал указ о призыве на военную службу года жителей республики 1978-1980 годов рождения. На первый взгляд, в этом нет ничего особенного, призыв срочников осуществляется по всей России. Однако чеченские призывники – дело особое. Набор молодых чеченцев в армию – это не просто выполнение плана по призыву, это большая политика. В отличие от своих российских сверстников, чеченские юноши точно уверены, что забирают их на войну.

История с призывом в Чечне весьма запутанная. О нем заговорили сразу же после ввода в республику федеральных сил в 1999 году. Поначалу чеченцев отправляли служить в Россию, но так как там между ними и другими солдатами происходили постоянные конфликты, от этой практики отказались.

В этому году призыв устами военкома республики генерал-майора Саид-Селима Цуева неоднократно то отменялся, то объявлялся вновь. После публикации указа Алханова ситуация прояснилась: чеченцев забирать будут, но служить они будут в Чечне.

Цуев пояснил, где именно: в батальонах "Восток и "Запад" 42-й дивизии Минобороны РФ, дислоцированной в Чечне. "В республиканский военкомат поступили заявки от командиров этих частей, в соответствии с которыми мы и призовем на военную службу в батальон "Восток" 94 человека, а в батальон "Запад" - 70", - заявил военком.

Но оптимизм военного комиссариата разделяют в республике немногие. Просто потому, что помимо военкомата за новобранцами также ведут охоту люди Рамзана Кадырова и боевики. По сути призыв в Чечне уже давно начался. Еще в январе этого года Кадыров направился со своей гвардией "зачищать" Веденский район. Особого результата зачистка не дала, кроме одного – в селах района появились новые кадыровские отряды, сформированные из местных жителей. Люди Рамзана размещались в школах, где и открывали призывные пункты. Вербовались в основном учащиеся старших классов этих же школ. Кадыровцы знали, чем соблазнять парней, обещая им хорошую зарплату и новенькие автоматы. В одном только селе Элистанжи заявления о приеме в кадыровский отряд написали тридцать человек.

Подобный набор кадыровцы проводили не только в Веденском, но и в других чеченских районах. Сформировав в каком-нибудь селе группу из местных, они назначали командира и раздавали оружие.

Очевидно, что иллюзий насчет боеспособности таких частей не питал никто - ни кадыровцы, ни федералы (ясно, что Рамзан не решился бы на такие действия без согласования со своим начальством в Ханкале). Главная задача была в другом - не дать боевикам выполнить их план по призыву. Одновременно с кадыровцами в чеченских селах развернули работу подпольные комиссары сопротивления. В начале этого года появились сведения об уходе в горы молодежи из Шали, Урус-Мартана, Алды и других сел. Полевой командир Джамбулат в интервью интернет-изданию "Маршо" заявил, что за январь и февраль этого года к моджахедам присоединилось 713 молодых чеченцев.

Было очевидно, что скрытая борьба боевиков и федералов за молодежь рано или поздно должна вылиться в открытое столкновение. Это и произошло в начале лета - сезон, когда боевики традиционно набирают силу. Как сообщила из Чечни сотрудник информационного центра Общества российско-чеченской дружбы Оксана Челышева, начиная с 1 июня в Веденском районе ночью в села большими группами стали заходить боевики. И пока бойцы батальона "Восток" и федералы отсиживались за стенами гарнизонов и комендатур, боевики приступили к "работе". В селе Ца-Ведено они зашли в дом главы администрации села, а также навестили людей, подавших заявления о принятии на службу в кадыровские подразделения, и предупредили их, что за сотрудничество с федералами их ждет смерть. Такая же "профилактика" с молодежью призывного возраста была проведена и в селе Элистанжи ночью со 2 на 3 июня.

Разговорами дело не ограничилось. 4 июня близ Ханкалы, главной военной базы федералов в Чечне, произошел взрыв: стоявшая на обочине машина взлетела на воздух в тот момент, когда мимо проезжал генерал Цуев. Таким образом военкома республики предупредили, чтобы не проявлял особого рвения в своей работе. Итак, призывная кампания в Чечне в полном разгаре.

Иван Свенцицкий, 14.06.2005