статья Промандатили

Владимир Абаринов, 13.10.2006
Флаги России и Грузии. Кадр НТВ

Флаги России и Грузии. Кадр НТВ

Совет Безопасности ООН продлил еще на полгода мандат миссии своих наблюдателей в Грузии (UNOMIG); срок действия прежнего мандата истекает 15 октября. Тем самым завершились дипломатические игры вокруг проекта резолюции, которому Москва постаралась придать политическое звучание.

Обсуждение проекта проходило на фоне обострения российско-грузинского кризиса. У широкой публики создавалось впечатление, что Россия потребовала от СБ ООН осудить Тбилиси за "провокацию", выразившуюся в аресте российских военнослужащих по обвинению в шпионаже. Это не так: в истории ООН еще не было прецедента осуждения суверенного правительства за поимку шпионов на его собственной территории. Речь шла о рутинной процедуре продления истекающего мандата.

Процедура предусматривает, что генеральный секретарь ООН должен представить Совету доклад, в котором будет сказано, предлагает ли генсек продлить или закрыть мандат, и почему. Такой доклад был подготовлен руководителем миссии Жаном Арно и обсуждался на закрытом заседании Совета 6 октября. В соответствии с правилами ротации, принятыми внутри так называемой Группы друзей генерального секретаря по Грузии, проект, составленный Россией, должна была внести Великобритания. Еще 3 октября российская делегация отозвала свой проект заявления председателя СБ, в котором осуждалась грузинская "провокация"; решение было принято в связи с тем, что один из членов Совета предложил неприемлемые для Москвы поправки. Россия инкорпорировала инвективы в адрес Грузии в проект резолюции СБ о продлении мандата наблюдателей. При этом она настойчиво подчеркивала, что в докладе генсека ООН отмечены нарушения действующих соглашений, допущенные грузинской стороной.

Уже на следующий день, 4 октября, американский посол в ООН Джон Болтон заявил, что США не поддержат проект резолюции, который они считают "несправедливым, несбалансированным и не отражающим реальной ситуации". Действительно, доклад Аннана содержит сведения о 13 нарушениях Московского соглашения 1994 года о прекращении огня и разъединении сил, допущенных Грузией в ходе проведения операции в верхней части Кодорского ущелья 25-27 июля; как заявлял Тбилиси, это была не войсковая операция, а правоохранительная, не подпадающая под ограничения Московского соглашения. Однако в докладе есть и сведения о нарушениях того же соглашения, допущенных абхазской стороной, развернувшей свои силы в нижней, контролируемой Абхазией части ущелья на случай грузинского вторжения.

Но упоминать об абхазских нарушениях в резолюции ООН Москва сочла излишним. Кроме того, в российском проекте отсутствовала стандартная фраза о территориальной целостности Грузии, которая имеется во всех предшествовавших резолюциях СБ - она исчезла из текста не по недосмотру, а была вычеркнута из стандартной преамбулы. Постоянный представитель РФ в ООН Виталий Чуркин на вопрос, что это означает, ответил: "Наша позиция по этому вопросу остается неизменной".

12 октября российский полпред вышел к журналистам с сообщением о новом, "необычном и таинственном" повороте в консультациях на грузинскую тему. В этот день непосредственно перед заседанием Совета британская делегация отказалась представлять российский проект, сообщив, что к нему поступили поправки. Вряд ли после заявления Болтона этому сдедовало удивляться. Но Виталий Чуркин добавил в интригу новый элемент: отказ посольства США в Москве выдать визу министру иностранных дел Абхазии Сергею Шамбе. Шамба намеревался прибыть в Нью-Йорк и по настоянию России встретиться с членами Совета Безопасности по "формуле Ариаса" - этот формат предусмотрен специально для встреч "с лицами, не представляющими государства". По словам Чуркина, от Шамбы в посольстве потребовали внести изменения в текст проекта; насколько можно понять, именно этот факт Россия считает истинным мотивом отказа в визе. "Видимо в американском посольстве в Москве создалось впечатление, что Абхазия - часть Российской Федерации, но это не так, - сказал Чуркин. - Поэтому он не мог отредактировать проект резолюции, о котором мы ведем переговоры и который был предложен Российской Федерацией".

На вопрос, повлияют ли трудности, возникшие в связи с проектом резолюции по Грузии, на дискуссию по северокорейской проблеме (этот вопрос тоже значится в повестке дня заседания СБ), Чуркин сказал: "Надеюсь, что нет. Во всяком случае, в наши намерения это не входит". Тем не менее такой размен, по-видимому, все же состоялся.

Резолюция СБ ООН принята единогласно. Ее текст содержит подтверждение территориальной целостности Грузии. Совет также призвал грузинскую сторону "избегать шагов, которые могут рассматриваться как угрожающие, и воздерживаться от провокационных действий".

Владимир Абаринов, 13.10.2006


новость Новости по теме