Вывод из заключения
Президент США принял решение перевести всех заключенных, остающихся на американской территории Гуантанамо на Кубе, в пустующую тюрьму в городе Томсон, штат Иллинойс.
Барак Обама обещал покончить со злосчастным изолятором в Гуантанамо еще в ходе своей избирательной кампании и, едва вступив в должность, подписал указ о его закрытии до конца этого года. Он называл эту тюрьму "гнойником, "национальным позором" и чуть ли не главной причиной утраты Америкой былого престижа. Вопрос о том, что делать с остающимися там заключенными - а их сегодня немногим более 200, - изучала специальная комиссия, которой было отведено полгода, а по истечении срока президент его продлил.
21 мая, после того как Сенат отказался выделить 80 миллионов долларов на ликвидацию тюрьмы на Кубе, потому что не слышал никакого плана ликвидации, Барак Обама выступил с большой речью на эту тему. "Скажу прямо, - признался он. - Безукоризненных и легких решений тут не существует. Хотелось бы, чтобы они были. Но сделать вид, что проблема рассосется сама собой, если просто сохранить нынешнее неустойчивое положение, – это ложное решение. Задержки не допустят ни наши суды, ни наша совесть".
В те дни перспектива перевода узников Гуантанамо в тюрьмы на территории США казалась кошмарным сном, и бывший вице-президент Дик Чейни пугал американцев: "Министр юстиции Холдер и другие должностные лица допускают, что Соединенные Штаты будут вынуждены принять террористов здесь, в нашей стране, и даже предложили американскому налогоплательщику содержать их. Здесь я полностью согласен со многими членами президентской партии. Не зная, как объяснить своим избирателям, почему террористы могут вскоре оказаться в их штатах, эти демократы предпочли вместо этого отказаться финансировать этот подарок недавней войны".
И вот решение принято. (Правда, не факт, что Конгресс его поддержит, а санкция Конгресса необходима.) Тюрьма в Томсоне переходит в собственность и ведение федеральных властей и будет переоборудована по последнему слову тюремной техники. По предварительным подсчетам, покупка и переоборудование обойдутся федеральной казне в миллиард долларов. Подготовка помещений к приему арестантов займет полгода. Содержать и охранять бывших узников Гуантанамо будет Пентагон.
Иллинойс избран не случайно: это штат, где сделал свою карьеру Барак Обама. Оба иллинойских сенатора относятся к проекту весьма благосклонно. Тюрьма была для штата бесполезным бременем. У Иллинойса не было средств завершить строительство. Вместо 1600 опасных рецидивистов в камерах, пригодных к использованию, содержится ныне всего 144 человека, осужденных за легкие преступления. В камерах усиленного режима заключенных нет. На сайте тюрьмы можно узнать также, что содержание одного заключенного обходится в 43 803 доллара в год. Помимо денег, вырученных от продажи тюрьмы, власти штата рассчитывают создать в депрессивном районе от двух до трех тысяч рабочих мест.
Оправдывают ли эти блага риск? Лидер республиканского меньшинства в Сенате Митч Макконнелл считает, что совершенно не оправдывают. "Администрация не смогла объяснить, каким образом перевод террористов в Иллинойс обеспечит американцам бóльшую безопасность, нежели их содержание вдали от наших берегов, под крепким замком на Кубе", - говорит сенатор. Страхи связаны с возможными побегами, с тем, что иллинойская тюрьма может стать объектом террористических действий. Предполагается, что арестанты будут находится там неопределенно долгий срок, но многих их них будут судить – и что делать с теми, кто будет оправдан? Позволить им остаться в США? Выдворить? Но на каком основании?
Вопросы, связанные с судопроизводством по делам о терроризме, встали во всей своей неразрешимости месяц назад, когда министр юстиции Эрик Холдер объявил, что пятерых террористов "Аль-Кайды", в том числе главного обвиняемого по делу о терактах 11 сентября Халида Шейха Мохаммеда, будут судить обычным уголовным судом в Нью-Йорке.
Известие обескуражило общественность. Против суда в Нью-Йорке высказались бывший мэр города Руди Джулиани, бывший и нынешний губернаторы штата Нью-Йорк Джордж Патаки и Дэвид Патерсон, видные политики (не только республиканцы), а также родственники погибших под руинами Всемирного торгового центра.
"Почему вы уверены, что их признания – если это и в самом деле признания – будут приняты всеми судебными инстанциями, от окружного суда до Верховного? – спросил у Холдера обозреватель телекомпании PBS Джим Лерер. - К Мохаммеду применяли имитацию утопления?" "Применяли", - молвил министр. "И признался он вследствие этого применения? – не отставал Лерер. - И это будет одним из свидетельств против него?" "Посмотрим, как пойдет суд, - вяло отмахивался Холдер. - Я не знаю, какие ходатайства заявит защита..." "Вы должны учитывать и возможность их оправдания", - продолжал Лерер. Но Холдер такую возможность отверг в принципе.
Пока что большинство наблюдателей сходится на том, что защита затянет процесс до бесконечности, а обвиняемые получат идеальную трибуну для изложения и пропаганды своих взглядов.
Статьи по теме
После вкусного обета
Барак Обама одно за другим исполняет свои предвыборные обещания: положить конец пыткам, закрыть Гуантанамо, окоротить лоббистов... Как говаривали в Советском Союзе, новый вождь исправляет ошибки прежнего руководства. Ура! Ура-то ура, но на четыре года двух слогов не хватит. Дьявол в деталях.