статья Как демократ демократу

Владимир Абаринов, 27.01.2004

В отличие от айовских кокусов демократы Нью-Гэмпшира проводят первичные выборы в виде праймериз – закрытого голосования, в котором может принять участие фактически любой желающий, поскольку регистрируют избирателей непосредственно перед волеизъявлением. Избиратель, которому исполнится 18 лет к ноябрю, тоже имеет право голосовать. Нью-Гэмпшир – штат небольшой, в нем живет всего 1,2 миллиона человек, а избирателей и того меньше. Здесь не работают дорогостоящие избирательные технологии, прежде всего телевизионная реклама – нью-гэмпширцы хотят видеть кандидата живьем, ему вполне по силам объехать для встреч с народом 30-40 школ и церквей.

Таким образом, праймериз в Нью-Гэмпшире показывают абсолютный, а не партийный рейтинг кандидата. В этом их и ценность. Нью-Гэмпшир способен низвергнуть лидера, однако, если он подтвердит его первенство, это будет почти наверняка означать победу в борьбе за партийную номинацию. Статистика говорит о том, что в последних семи избирательных циклах 13 из 14 номинаций от обеих партий выигрывали кандидаты, которые пришли первыми либо в Айове, либо в Нью-Гэмпшире, либо в обоих этих штатах сразу.

Но у демократов нынче ситуация нестандартная. Их все еще слишком много. И, хотя к Нью-Гэмпширу две кандидатуры уже отсеялись (Кэрол Мосли Браун сошла с дистанции перед кокусами в Айове, конгрессмен Дик Гепхардт – сразу после), семь человек – число все-таки чрезмерное: им тесно, они вынуждены топить друг друга. По этому поводу есть анекдот: кандидаты демократов дружно приветствовали поимку Саддама, после чего призвали граждан: "А теперь всеми силами навалимся на главного изверга – Говарда Дина!". Навалились, и фаворит Дин потерпел сокрушительное поражение в Айове. Однако списывать его со счетов еще рано: по последним опросам, он держится на втором месте, уступая лидеру гонки, сенатору Джону Керри, от 3 до 21 процентного пункта. Уже сам этот разброс говорит о ненадежности каких бы то ни было прогнозов.

Не надо забывать, что в Нью-Гэмпшире в борьбу вступает пропустивший Айову Уэсли Кларк – он играет на том же поле, что и Джон Керри (национальная безопасность, геополитика, вооруженные силы), и вполне способен отобрать у него остро необходимые очки. Кларк занимает четвертое место, пропуская вперед сенатора Джона Эдвардса. В воскресенье он предпринял отчаянный рывок, объехав за день 10 графств; он начал, когда еще не рассвело, и вернулся заполночь. Но и конкуренты работают с не меньшими перегрузками. В ход идут любые аргументы. "В отличие от других участников этой гонки, - твердит Кларк, - я вырос в бедности и не учился в Йейле. Мои родители не могли это себе позволить. Поэтому я пошел в Вест-Пойнт". В самом деле: Керри и Дин, как и президент Буш, – выходцы из хороших новоанглийских семей и выпускники Йейлского университета; Керри к тому же миллионер – он женат на "королеве кетчупа" Терезе Хайнц. Но отец Джона Эдвардса был рабочим на мельнице. "Я никогда не был лоббистом", - сгоряча заявил генерал, но ему тотчас напомнили, что был. Только в 2002 году он заработал политическим консультированием более полутора миллионов долларов. Так что апелляция к трудному детству может выйти Кларку боком. И уж вовсе не помогут ему сентенции типа "Европейцы знают и уважают меня". Американцам глубоко наплевать, уважают ли европейцы Кларка, тем более что это и не вполне так.

Ситуация прояснится 3 февраля, когда праймериз пройдут сразу в семи штатах, в том числе в Южной Каролине – первом из южных штатов. А окончательно судьба партийной номинации решится в "супервторник" 2 марта. Самый важный результат опросов состоит в том, что кандидат демократов сможет на равных соперничать с действующим президентом. Джон Керри выигрывает у Джорджа Буша 49 процентами против 46, у Буша и Кларка шансы практически равны, Эдвардс уступает Бушу три процента, а Дин – пять. Но имена пока не имеют значения, тем более что возможны различные комбинации в связке с кандидатом в вице-президенты. Например, тандем Керри - Эдвардс или Керри – Кларк вполне конкурентоспособен против пары Буш – Чейни. Что касается аутсайдеров Эла Шарптона, Денниса Кусинича и Джо Либермана, то им остается уповать лишь на чудо. Среди забот избирателей Ирак, война с терроризмом и внутренняя безопасность стоят лишь на четвертом месте. Первые три занимают, как и полагается в нормальной стране, проблемы экономики, здравоохранения и образования.

Владимир Абаринов, 27.01.2004


новость Новости по теме