статья В штате Айова у демократов неважно

Владимир Абаринов, 20.01.2004
Джон Керри среди сторонников в Айове. Фото с сайта www.washingtonpost.com

Джон Керри среди сторонников в Айове. Фото с сайта www.washingtonpost.com

Нет кандидата, который не боялся бы первичных выборов в Айове. Это первое реальное испытание: сколько бы денег ты ни собрал, чьей бы поддержкой ни заручился, решают твою участь все равно избиратели, которые в этом штате славятся своенравием. В 1976 году малоизвестный губернатор Джорджии одержал здесь, а затем в не менее капризном Нью-Хэмпшире убедительную победу над грозными соперниками, выиграл номинацию и в конце концов стал 39-м президентом США – это был Джимми Картер. С тех пор американские политтехнологи приписывают айовским кокусам чуть ли не мистическое значение.

Удивительна сама процедура кокусов. После обсуждения разных насущных вопросов избиратели приступают к голосованию. Голосуют не поднятием рук и не опусканием бюллетеней в урны, а расходятся по разным углам помещения в зависимости от своих предпочтений. Начинается подсчет. Если ни одна из кандидатур не набирает 15 процентов голосов присутствующих, избирателям предоставляется право передумать и перейти в другую группу – электорат аутсайдеров распределяется среди фаворитов.

Именно это и происходило в понедельник вечером на 2000 айовских участках для голосования. Обилие кандидатов раздробило электорат. Кокусы затянулись сверх всяких ожиданий. И лишь спустя три с половиной часа после начала кокусов, к 10 вечера, появились первые результаты.

Результаты эти повергли в смятение кандидатов, мнивших себя победителями. Айова подтвердила репутацию непредсказуемого штата. Наиболее жестокий афронт ждал Дика Гепхардта, который в 1988 году одержал там победу, а в последние дни, как полагали наблюдатели, успешно догонял Дина. На этот раз ему пришлось довольствоваться всего 11 процентами голосов, да и догонял-то он, как оказалось, отнюдь не фаворита. Для бывшего лидера демократов в Палате представителей это стало сокрушительным ударом - он заявил, что сходит с дистанции.

Бывший губернатор Вермонта Говард Дин, опережавший всех соперников порой с большим отрывом, собравший больше всех денег и щедро тративший их на свою кампанию в Айове, набрал 18 процентов. Ему не помогла поддержка бывшего вице-президента Эла Гора и очень популярного сенатора от Айовы Тома Харкина. На второе место ценой колоссального напряжения сил вышел с 32 процентами молодой сенатор от Северной Каролины Джон Эдвардс. Победил же в Айове сенатор от Массачусетса Джон Керри – у него 38 процентов. Отставной генерал Уэсли Кларк и сенатор Джо Либерман в айовских кокусах не участвовали.

Результаты голосования в Айове неизбежно заставят кандидатов скорректировать свою кампанию. Вся борьба еще впереди – Айова посылает лишь 45 делегатов на национальный партийный съезд, для выдвижения на котором необходимо набрать 2162 голоса. Ясно, например, что не оправдались упования Гепхардта на поддержку профсоюзов: профсоюзы-то его поддержали, но более 70 процентов айовских избирателей ни в каких профсоюзах не состоят. Гепхардт ассоциируется прежде всего с тем курсом, который привел демократов к провалу на промежуточных выборах 2002 года, а лично Гепхардта - к отставке с поста лидера фракции. Нужно быть очень самонадеянным человеком, чтобы после этого избираться в президенты. Поражение ничему не научило конгрессмена – он пошел на выборы все с той же архаичной программой и проиграл заслуженно.

Урок для Говарда Дина состоит в том, что антивоенная риторика, на которой он построил свою кампанию, не сработала. Перестроиться ему будет трудно. Финишировавшие первым и вторым Керри и Эдвардс оба голосовали за войну в Ираке. Керри к тому же – удостоенный множества регалий высшей пробы вьетнамский ветеран. Оба, что называется, вашингтонские инсайдеры – это говорит о том, что избиратель, как видно, отдает предпочтение опыту и искушенности перед "свежей кровью". А вот бэкграунд у них совершенно разный: Джон Форбс Керри – выходец из привилегированной новоанглийской семьи, Эдвардс – сын рабочего-текстильщика.

Нынешние избирательные циклы в России и США имеют одно несомненное формальное сходство: и там и там действующий президент избирается на второй срок. Но вот что характерно: несмотря на административный ресурс и высокий рейтинг действующего президента США, на бурный экномический рост и убедительную победу в Ираке, никому из демократов не приходит в голову отказаться от борьбы за Белый дом, подождать четыре года. Наоборот – уже в Айове они выложились до дна. Потому что отказ от борьбы – это профанация демократии и предательство избирателей.

Через неделю первичные выборы пройдут в Нью-Хэмпшире, 3 февраля – сразу в семи штатах, а в марте состоится супервторник – первичные выборы сразу в 21 штате. Этот день решит судьбу партийной номинации.

Владимир Абаринов, 20.01.2004


новость Новости по теме