Не за совесть, а за страх
"Скажите мне только одно: существует теперь или нет христолюбивое и достославное российское воинство? - вопрошал своих собеседников генерал в "Трех разговорах" Владимира Соловьева. - Да или нет?" А циничные собеседники лишь усмехались такой наивности.
Но вопрос этот всякий раз встает перед человеком в форме, которого государство посылает воевать, а значит, убивать. Америка переболела "вьетнамским синдромом". Прошло время, и ветераны Вьетнама из потерянного поколения превратились в героев, мужественно защищавших ценности свободного мира и цивилизации и претерпевших муки от тоталитарных варваров. Многие из них удачно конвертировали свои христолюбивые подвиги в политическую карьеру. Даже Эл Гор, служивший во Вьетнаме так комфортно, что из живых вьетнамцев видел лишь "мамасан" - служанку, стиравшую ему белье и чистившую обувь, - эксплуатировал имидж вьетнамского ветерана, зарабатывая очки в президентской кампании.
Боба Керри, оказывается, три десятилетия мучили тяжкие воспоминания. Тем не менее кровавые мальчики в глазах не помешали ему начать в 1992 году президентскую кампанию, в которой главным достоинством кандидата был его вьетнамский опыт, вознагражденный высшими боевыми регалиями. Спустя шесть лет, когда сенатор обдумывал, не предпринять ли ему новую попытку, к нему пришел репортер Newsweek Грегори Вистика, сам воевавший во Вьетнаме, и показал кое-какие документы. К этому времени Вистика уже располагал свидетельствами бывшего подчиненного Керри, Герхарда Кланна, о рейде группы спецназа ВМС США в ночь с 25 на 26 февраля 1969 года в деревню Таньфонг в дельте Меконга. По наводке Кланна Вистика и зарылся в военные архивы. Керри отказался говорить с Вистикой на эту тему. А Newsweek отказался печатать материал на том странном основании, что к этому времени Керри решил не выставлять свою кандидатуру на президентских выборах, так что сюжет вроде как утратил свою остроту.
Однако не утратил. Мы слишком хорошо думали о Керри, предполагая, что он сделал свои признания по собственному почину, угрызаясь муками совести. К сожалению, это не так: бывший сенатор решил всего лишь упредить удар, который готовили ему New York Times и CBS. Он представил публике версию, в которой уничтожение мирных вьетнамских крестьян выглядело как трагическая случайность. Однако Кланн поведал такие подробности, которые, если будут доказаны, трудно квалифицировать иначе как зверства. По словам бывшего "тюленя", он лично перерезал глотку старику, которого Керри помог повалить на землю и придавил к земле во время экзекуции.
Этот эпизод, равно как и расстрел, Керри отчаянно отрицает. На прошлой неделе он собрал у себя в доме пятерых бывших "тюленей" (Кланн приглашения не получил) в своем доме в Нью-Джерси. Пообедав, ветераны предались воспоминаниям. Впервые за все эти годы они обсудили свои действия в деревне Таньфонг и в итоге опубликовали гневное опровержение заявления Кланна.
Возможно, Кланн клевещет или ему приснились леденящие кровь детали. Человек он не слишком симпатичный, замечен в пристрастии к алкоголю. Он простой работяга на сталелитейном заводе. Может статься, он мстит Керри за жизненный успех, недосягаемый для самого Кланна. Было бы неплохо разобраться во всем этом, не правда ли? Но разбираться, всего вероятнее, никто не будет. Христолюбивое вьетнамское воинство грудью встало на защиту Керри. В первых рядах шествует сенатор Джон Маккейн, недавний кандидат в президенты. Предусмотрительно оговорившись, что сам он ни с какими ужасами во Вьетнаме не сталкивался, потому что летал на самолете и видел лишь взрывы сброшенных бомб, Маккейн говорит, что его товарищи по той войне ничем не хуже солдат Второй мировой: те сражались с нацизмом, а эти - с гидрой мирового коммунизма.
Аргумент удивительный. Гитлер тоже сражался с коммунизмом. В солдат вермахта партизаны тоже стреляли из-за угла и в спину. У нацистов тоже горела земля под ногами. Но Нюрнбергский трибунал эти "смягчающие обстоятельства" почему-то не принял во внимание. Америка должна закрыть тему. Если обвинения против Керри не будут расследованы, США не смогут с прежней настойчивостью требовать наказания военных преступников в Международном трибунале по бывшей Югославии и осуждать Москву за эксцессы насилия в Чечне. Нет услуги хуже той, какую оказывают сегодня своей стране и всему свободному миру печальники, требующие прекратить травлю героя. Только не надо говорить, что Боб Керри уже наказан муками совести. Его совесть слишком долго спала.
Безлунная ночь при свете совести - Грани.Ру, 27.04.2001
Статьи по теме
Не за совесть, а за страх
Керри представил публике версию, в которой уничтожение мирных вьетнамских крестьян выглядело как трагическая случайность. Однако Кланн поведал такие подробности, которые, если будут доказаны, трудно квалифицировать иначе как зверства. По словам бывшего "тюленя", он лично перерезал глотку старику, которого Керри помог повалить на землю и придавил к земле во время экзекуции.