статья Кто к нам приехал - всех прощаю

Владимир Абаринов, 12.01.2004
Джордж Буш. Коллаж Граней.Ру

Джордж Буш. Коллаж Граней.Ру

Как известно, даже те, кого в США называют коренными американцами, а у нас по старинке индейцами, – иммигранты первой волны: они пришли на континент из Сибири по Берингову проливу. До Колумба и викингов, в V веке, Америку открыли китайцы. Этническое и конфессиональное разнообразие – лучшее, что есть в этой стране. Америка знает, что она нация иммигрантов, но то и дело забывает об этом.

В разные периоды своей истории и по разным причинам США пытались ограничить приток "нежелательных" переселенцев. Принятые в 1798 году законы о враждебных иностранцах и подстрекательстве к мятежу уполномочили президента заключать в тюрьму или высылать подданных государств, с которыми США находятся в состоянии войны, причем под квалификацию враждебной деятельности подпадали сочинение и распространение "клеветнических" материалов об американском правительстве. В 80-х годах XIX века был введен запрет на иммиграцию из Китая, распространенный затем на Гавайи и Филиппины, а позднее и на все страны Азии. Закон 1903 года запретил въезд проституткам, анархистам и другим лицам, "которые полагают, что правительство Соединенных Штатов или любое другое правительство должно быть свергнуто путем применения силы".

Все эти и многие другие меры приводили не к сокращению иммиграции, а к ее превращению из легальной в нелегальную. Контрабанда людей в США превратилась в доходный бизнес. Китайцев привозят морем в грузовых контейнерах. Мексиканцев – в автофургонах. Половина умирает в дороге, но торговцы живым товаром внакладе не бывают. Нелегалы потом и кровью годами отрабатывают свой "долг" на апельсиновых плантациях и полуподпольных цехах по пошиву готового платья. Но и рассчитавшись с "благодетелем", нелегальный иммигрант не становится свободным человеком. Он не имеет права жить и трудиться в Америке. Между тем работники нужны, особенно на грязную и неквалифицированную работу. Поэтому нелегальный иммигрант получает за свой труд меньше, чем обычный работник. У него нет ни медицинской страховки, ни права на пенсию, ни даже возможности пожаловаться на такие тяжелые условия, потому что ответом властей будет депортация. Он живет под чужим именем, по поддельному удостоверению личности и избегает встреч с полицией даже в качестве пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии.

Иммиграционные власти закрывают глаза на присутствие этих людей в стране – не только потому, что всех выловить невозможно, но и потому, что американская экономика уже не может без них обойтись. Ресторанный, гостиничный, строительный бизнес, сельское хозяйство, пищевая промышленность – в этих отраслях нелегалов больше, чем работающих на законных основаниях. Выход один – легализовать их. Последнюю иммиграционную амнистию провел в 1986 году президент Рейган. Тогда легальный статус получили люди, незаконно въехавшие в страну до 1972 года, – таких набралось шесть миллионов человек. С тех пор, по официальной оценке, в США появилось восемь миллионов нелегалов. Эксперты утверждают, что оценка эта занижена чуть ли не втрое.

Джордж Буш обещал заняться проблемой еще в ходе своей президентской кампании. У него самый интернациональный в истории Америки состав администрации; двое членов кабинета - министр труда Эллен Чао и министр жилищного строительства Мел Мартинес – натурализованные граждане США, госсекретарь Колин Пауэлл – иммигрант во втором поколении, а министр транспорта Норман Майнита в годы Второй мировой войны ребенком оказался вместе с семьей в лагере для американцев японского происхождения, интернированных как "пятая колонна". Президент Буш начал было исполнять свое предвыборное обещание. Вместе с правительством Мексики – страны, откуда идет самый многочисленный поток нелегалов, - он создал рабочую группу, которая стала готовить законодательные предложения. 10 июля 2001 года он принял присягу у натурализованных граждан на острове Эллис в заливе Аппер-Бэй близ Нью-Йорка, где до 1943 года располагался главный центр по приему иммигрантов. Президент обещал кардинально реформировать Службу иммиграции и натурализации, с тем чтобы облегчить и сократить процедуру получения американского гражданства. "Не каждый иммигрант станет гражданином США сказал тогда Буш, - но каждый заслуживает уважительного рассмотрения своего дела в разумный срок".

Но ровно через два месяца захваченные террористами самолеты протаранили башни Всемирного торгового центра и здание Пентагона, и правительство сочло, что Америке нужна совсем другая иммиграционная реформа. Министр юстиции Джон Эшкрофт и Том Ридж, тогда советник президента, а теперь министр внутренней безопасности, стали старательно закручивать гайки, всячески затрудняя процесс въезда в страну добропорядочным иностранцам и вводя систему надзора за теми из них, кто все-таки сумел въехать. Действия иммиграционных властей зачастую принимали скандальный характер и уж, конечно, никоим образом не помогли поймать ни одного террориста – эти люди приезжают в США с идеально выправленными документами.

Служба иммиграции и натурализации лишилась самостоятельности, превратилась в бюро и вошла в состав новоучрежденного Министерства внутренней безопасности. Вместо упрощения процедуры натурализации произошло ее усложнение. Иммиграционные власти стали отказывать в легальном статусе даже тем заявителям, кто удовлетворял всем необходимым требованиям. Адвокатские конторы, специализирующиеся на иммиграционных делах, начали менять профиль – дела эти сделались заведомо проигрышными. Россию в этом году впервые за много лет вычеркнули из списка стран, граждане которых могут участвовать в лотерее грин-карт (видов на жительство в США).

Первой возопила американская индустрия туризма, понесшая вследствие охватившей Риджа и Эшкрофта ксенофобии тяжкие убытки – одни только южные корейцы обычно тратили в США 21 миллиард долларов в год. Американские клиники недосчитались пациентов, университеты - студентов. Между тем около 40 процентов студентов инженерных специальностей в американских колледжах и университетах – иностранцы, а среди американских лауреатов Нобелевской премии ученые, родившиеся за границей, составляют треть.

В конечном счете здравый смысл победил. В правительстве поняли, что нелегальная иммиграция – серьезная угрозы национальной безопасности. Власти должны знать, кто живет в стране и чем занимается, а власти этого не знают. Президент предложил предоставить всем нелегальным иммигрантам временное - на три года - разрешение на пребывание и работу в США. Для того чтобы получить такую визу, иммигрант должен уже иметь работу. Через три года статус может быть продлен еще на три года. Это не означает, что по истечении шести лет такой иммигрант автоматически получит постоянный вид на жительство, однако он будет пользоваться всеми правами, сможет выезжать из страны и возвращаться, приглашать родственников, открывать счет в банке – словом, жить полноценной жизнью. Поскольку, находясь на нелегальном положении, он нарушал американские законы, податель заявления должен будет заплатить штраф, но депортировать его никто не будет.

Президент направляет свой план в Конгресс и скорее всего будет говорить о нем в очередном ежегодном обращении "О положении страны". Белый дом хочет, чтобы план был одобрен обеими палатами еще до летних каникул.

Владимир Абаринов, 12.01.2004