Россиана Джонс
Hовый блокбастер про Индиану Джонса запоминается русскими репликами отрицательных героев, лихой солдатской пляской диверсионной группы под гармонь на привале где-то в перуанской сельве и, разумеется, предводительницей этого войска полковником КГБ Ириной Спалько. Удивительно, что даже в самых отчаянных ситуациях бойцы советского спецназа не выражаются неприличными словами. Это, прямо скажем, ненатурально. Но фильм рассчитан и на российский прокат – пришлось пожертвовать правдоподобием.
Картина станет поводом для новых дискуссий об испанском конкистадоре и первооткрывателе Амазонки Франсиско де Орельяне, чью могилу находит Инди, об английском путешественнике Митчелл-Хеджесе, положившем начало захватывающим историям про "хрустальный череп", о загадках цивилизации майя, об инопланетном разуме и о прочих занятных предметах. Какое поле деятельности для детей, сколько простора для фантазии, сколько нового они узнают, зарывшись в материал! Так мы когда-то в детстве читали Жюль Верна с атласом, отмечая на карте путь шхуны 15-летнего капитана Дика Сэнда. Но сейчас речь пойдет не об этом.
Русские коммунистические злодеи вернулись на большой американский экран. Над этим событием стоит задуматься. Некоторые особо ретивые российские журналисты объявили картину рецидивом холодной войны. Хорошо, что майя не пишут рецензии в газетах, а инопланетяне если и пишут, то в своих инопланетных.
Дело обстоит все-таки несколько иначе
Главный противник Индианы, Ирина Спалько, имеет все шансы стать любимицей публики. Некоторые американские критики поспешили уподобить ее Розе Клеббс, тоже полковнику, которая противостоит Джеймсу Бонду в романе и фильме "Из России с любовью". Непонятно, где у этих критиков глаза. Мерзкая кровожадная лесбиянка, которую Флеминг чаще всего сравнивает с жабой, – и красивая, завораживающе эффектная Ирина, наделенная экстрасенсорными способностями. Нет, ее место в галерее обворожительных злодеек, где-то рядом с Пойзон Айви из "Бэтмана".
В Америке спалькомания уже началась. В продаже появилась игрушка "Ирина Спалько". Ближе к Хэллоуину наверняка появится и костюм Ирины - серый френч в комплекте с саблей. А на сервере частных блогов MySpace уже имеется страница Ирины, где она рассказывает о себе много такого, чего нет в фильме.
Например, знаете ли вы, что росту в ней 5 футов 8 дюймов, что по вероисповеданию она атеистка, а по знаку Зодиака – Козерог? В графе "любимая музыка" перечислены Федор Шаляпин, Александр Вертинский, Константин Сокольский и Петр Лещенко. Любопытен раздел "интересы": "игра на балалайке, фехтование, пытки американских археологов ради удовольствия". И наконец, на вопрос "С кем я хотела бы встретиться?" Ирина дерзко отвечает: "С доктором Джонсом... Я с радостью отрублю ему яйца своим клинком".
Не отрубила. Так что у них с Инди еще все впереди. Правда, пришельцы испепелили ее взглядом, но могут ведь и собрать заново из молекул, если Спилберг увидит, что образ удался.
Собственно говоря, русский злодей в американской массовой культуре всегда был таким двояким. Тот же Флеминг не жалел зловещих красок при изображении извергов рода человеческого. Чего стоит один только начальник СМЕРШ генерал Грубозабойщиков: "- Е... мать! - выпалил свое любимое ругательство генерал Г. Его ладонь опустилась на поверхность стола с шумом пистолетного выстрела"... Но фильмы про Агента 007 – это ведь пародия на Флеминга. Русские персонажи там зачастую вполне симпатичные люди. Взять хотя бы генерала Гоголя, который появляется в шести фильмах бондианы. Это противник-джентльмен, а порой и союзник в борьбе с общим врагом, в том числе с отвязанными советскими силовиками, готовыми развязать ядерную войну.
Пародией на страхи перед советским вторжением был и фильм Нормана Джюисона "Русские идут! Русские идут!" А телесериал 1987 года Amerika, в котором показаны прелести советской оккупации США, был раскритикован американской прессой как неправдоподобный и подрывающий советско-американские отношения, а также втаптывающий в грязь ростки перестройки. Телекомпания ABC намучилась с этим сериалом: советское правительство угрожало закрыть бюро ABC News в Москве, в готовый фильм вносились спешные поправки... Бюро не закрыли, но и фильм успеха не имел.
Картины, в которых тема советской угрозы звучала всерьез, можно пересчитать по пальцам одной руки: "Русский дом" по роману Джона Ле Карре, "Четвертый протокол" по Фредерику Форсайту, "Охота за "Красным Октябрем" - экранизация романа Тома Клэнси. И это почти все. Куда больше Голливуд сделал фильмов, в которых высмеивались американские политики и военные, одержимые страхом перед Советами, – начиная с ленты Стэнли Кубрика "Доктор Стренджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу".
Иное дело комиксы. Там холодная война никогда не кончалась. Советские, а теперь российские сверхзлодеи-мутанты, наделенные нечеловеческой физической мощью, паранормальными способностями и дьявольским коварством, орудуют на всех континентах, в океанской пучине и космическом пространстве с неутомимостью и неутоленной злобой каких-то чудовищ античных мифов. К примеру, в рисованных сериях компании Marvel Comics действует четверка под названием Bogatyri, исполненная решимости взять реванш за поражение в холодной войне. В команду богатырей-реваншистов входят доктор Волх, мутант Микула, киборг Святогор и Zvezda Dennista. Второе слово – не что иное, как искаженное "денница". До превращения в супергероиню ее звали Мария Мешкова, она была геологом и нашла остатки Тунгусского метеорита, от которых получила сверхчеловеческие способности.
При нынешней моде на экранизации комиксов вполне можно ожидать появления на большом экране кого-нибудь из этих полулюдей-полумонстров. Бренд "русского злодея" может оказаться востребованным. Все зависит от конъюнктуры и политического климата. Новый президент США, кто бы им ни стал, судя по всему, займет более жесткую позицию в отношении России. И тогда фильм Спилберга окажется провозвестником новой фазы конфронтации.