статья Органы не ошибаются

Владимир Темный, 14.08.2001
Валентин Моисеев в зале суда. Съемки НТВ

Валентин Моисеев в зале суда. Съемки НТВ

Российского дипломата, бывшего заместителя 1-го департамента Азии МИД РФ Валентина Моисеева приговорили к четырем с половиной годам за шпионаж в пользу Южной Кореи. Три года он уже отсидел в Лефортовской тюрьме. Осталось полтора в зоне строго режима. Плюс конфискация имущества.

Российская Фемида может перевести дух - одно шпионское дело после трехлетней череды скандалов худо-бедно близко к своему завершению. О конце эпопеи говорить пока не приходится, потому что адвокаты осужденного собираются обжаловать приговор в Верховном суде, а также надеются на помощь Европейского суда по правам человека.

Примета новейшей российской истории - буквально все дела по статьям УК о государственной измене и шпионаже в суде имеют обыкновение рассыпаться на глазах. И опять же на глазах, не очень-то хоронясь в тень, сотрудники ФСБ, как правило, при полном понимании со стороны судей, начинают склеивать разлетевшиеся осколки так называемых фактов, подпирать нестойкие доводы, состыковывать противоречия. И все на скорую руку, белыми нитками, в нерушимой уверенности, что и так сойдет. И сходит.

В декабре 1999 года Мосгорсуд приговорил Моисеева к 12 годам. Верховный cуд счел доказательства следователей ФСБ неубедительными и отправил дело на доследование. Никакого особого доследования, по-видимому, не велось. Просто Моисеева пытались взять измором, заручившись, похоже, твердой позицией суда - меру пресечения "шпиону" не менять. Дело откладывалось немереное число раз. Семь раз менялся состав суда. Простенькие документы переводились месяцами. Наконец, когда замаячила реальная перспектива вмешательства европейского правосудия, приговор был оглашен.

Вероятно, суд, сформулировавший вердикт, посчитал, что решение принято архимудрое. С одной стороны, чекисты могут быть спокойны - они действительно поймали шпиона, а не слепили его из своих фантазий. С другой - Моисееву вышло послабление, пусть радуется. Сидеть-то всего осталось полтора года. Можно не сомневаться, что Моисееву уже популярно объяснили, сколь неблагоразумно было бы опротестовывать столь гуманный приговор. Это значит - новое разбирательство, в ходе которого могут открыться новые факты преступной деятельности чиновника МИДа. И - опять Лефортово, опять многолетнее правосудие. Кстати, обвинение уже тоже заявило, что будет обжаловать вынесенный Моисееву приговор как необоснованно мягкий.

Это особенность всех лубянских дел - они, уже было разваленные до основания в суде, признанные судами всех инстанций несостоятельными, вдруг возникают из как Феникс из пепла. И птица эта вновь продолжает долбить в темечко несчастному оправданному, уже было вкусившему воздух свободы. Так было с Александром Никитиным. Так сейчас с Григорием Пасько. Последнего нынче мытарят (по второму кругу) в суде Тихоокеанского флота. И хотя свидетельства невиновности Пасько в ходе слушаний множатся день ото дня, исключить обвинительный приговор нельзя. Не для того затевался второй процесс, чтобы в очередной раз посадить Контору в лужу. Времена на дворе иные. И это чекисты быстро уловили.

Вообще, шпионские дела провальными быть не могут. Это всегда наносит удар по престижу государства. Такого мнения придерживаются профессиональные хранители гостайн. В частности, капитан 1 ранга Андрей Кучеровский, старший офицер Главного штаба ВМФ по информационной безопасности в СМИ, так пояснил "слабину" в деле Игоря Сутягина: " Только невозможность представить суду оценку экономического ущерба, нанесенного государству, позволяет Сутягину пока избежать наказания по заслугам". А ущерб не вычисляется вовсе не по причине отсутствия такового, а из-за несовершенства закона.

Они, труженики "тайных приказов", могли работать куда как эффективнее, не стой на их пути несовершенный закон. Например, было бы не худо особо секретные дела рассматривать без представителей защиты, через которую общественность узнает много такого, чего ей знать не полагается. Запретить комментировать эти дела в СМИ. Словом, несколько новелл в УК и УПК - и эпоха (прямо скажем, позорная) провалов шпионских дел канет в историю. На смену ей вновь придет не так уж и забытая эпоха "особых совещаний", когда осечек в работе Конторы не было и не могло быть в принципе.

Дело Валентина Моисеева (справка Граней.Ру)
Самый липовый шпион - "Индекс / Досье на цензуру"
Дважды шпион - "Известия", 14.08.2001

"Прикрываясь законом и Конституцией..." - Грани.Ру, 09.08.2001
Государственная тайна (досье Граней.Ру)
Дело Григория Пасько (справка Граней.Ру)
ФСБ против Пасько (справка Граней.Ру)
Дело Александра Никитина (справка Граней.Ру)
ФСБ против Никитина (справка Граней.Ру)
Дело Владимира Сойфера (справка Граней.Ру)

Владимир Темный, 14.08.2001